http://basdv.ru/

Ступеньки образования в ХГИК


Почему, чтобы успешно поступить в институт, в него нужно ходить с детского сада? Чем грозят библиотекарям и архивариусам внедрения профстандартов? Об этом и многом другом читателям «Образа Жизни» рассказал доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент, ректор Хабаровского государственного института культуры Сергей Скоринов.



Сергей Нестерович, в прошлом году
Институту культуры исполнилось 50 лет.
Что удалось достичь за это время?


Сегодня мы готовим специалистов для всего Дальнего Востока. Наши выпускники работают в учреждениях культуры и занимают руководящие должности в Чукотской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской, Амурской, Еврейской автономной областях, Приморском и, конечно, Хабаровском крае, востребованы в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Многие из них – известные всей стране люди. Это: главный режиссер камерного театра «Триада», заслуженный артист Российской Федерации Вадим Гогольков; директор Хабаровского театра кукол Анна Якунина; народный артист России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Маслакова; директор Государственной филармонии Саха (Якутия) Наталья Базалева; доктор исторических наук, профессор, декан факультета рекламы, журналистики и дизайна МГУ, заслуженный работник культуры России Александр Бородай; генеральный директор Московской Гильдии киноактеров Союза кинематографистов России Валерия Гущина и многие-многие другие.
В последние годы к нам активно идет поток иностранных студентов, в основном из Китая. В этом году только на платную форму обучения их поступило 27 человек. В среднем же по программе сотрудничества мы ежегодно выпускаем 20 студентов из Поднебесной.
У нашего института в регионе нет конкурентов. Мы занимаем уникальную нишу и готовим работников в сферах, которыми здесь не занимается больше никто. Конечно, еще раньше, чем наш вуз, во Владивостоке был открыт Дальневосточный государственный институт искусств, но у нас с ним разная специфика. Они традиционно выпускают исполнителей в сфере искусства, мы же готовим педагогов, руководителей и специалистов в области народного художественного творчества, библиотечного, музейного, архивного дела, режиссеров театрализованных представлений и организаторов социокультурной деятельности, поэтому совершенно не мешаем друг другу.
Еще одной нашей особенностью и гордостью стал принцип непрерывной подготовки – с дошкольного возраста до аспиранта с возможностью проходить переподготовку и повышение квалификации, что особенно важно с идущим уже не первый год внедрением на федеральном уровне профстандартов во многие сферы деятельности.


Зачем нужна подготовка с дошкольного возраста именно на базе института? Разве кружков и музыкальных школ для поступления будет недостаточно?


Если мы берем специальности, на которых готовим работников любительских театров и музыкальных коллективов, то да, обычной школы искусств будет достаточно для поступления. Но у нас есть профессиональная подготовка по образовательным программам, требующим мастерского владения инструментом, которое доступно только после получения среднего профессионального образования (СПО). А чтобы сдать вступительные творческие экзамены туда, нужно не только наличие таланта, но и хорошая профессиональная базовая подготовка. Поэтому мы и предлагаем обучение танцам, вокалу и другим творческим специальностям еще с дошкольного возраста. Так что полный путь обучения выглядит на сегодняшний день так: дополнительное образование в сфере искусств по выбранному направлению, затем СПО и уже после него – бакалавриат, магистратура, аспирантура или ассистентура-стажировка. Ассистентура-стажировка – это специальная очная двухгодичная подготовка для творческих работников – музыкантов, актеров, хореографов и других творческих направлений, во время которой человек обучается у мастера не в группе, а один на один, готовит и защищает творческую дипломную работу, и получает в итоге высшую квалификацию. Затем каждые 3-5 лет, в зависимости от специальности, работник должен проходить повышение квалификации и посещать мастер-классы известных педагогов и деятелей искусства, которых мы регулярно приглашаем к нам в институт для обучения, в том числе, наших педагогов и обмена опытом, и они проводят по нашей просьбе для всех желающих открытые уроки.


В этом году исполняется 10 лет системе разделения высшего образования на две ступени – бакалавриат и магистратуру. В первые годы к бакалаврам относились как к людям с неполным высшим образованием. Сегодня что-то изменилось?


Да, действительно, в первое время многие работодатели настороженно относились к бакалаврам и не знали, какой от них ожидать квалификации и качества навыков. Но сейчас, с внедрением профстандартов во многие сферы, все стало становиться на свои места. Профстандарты четко определяют тот уровень квалификации, стажа и образования, который требуется от работника на данной должности. Добавим к этому недостаточное количество бюджетных мест для магистратуры (при 10 местах для бакалавров мест для магистров выделено в этом году всего 2) и получаем ситуацию, когда работодателям просто не остается выбора. Они будут брать на работу бакалавров. Но, к слову сказать, такое деление произошло не во всех сферах и не сразу. Я знаю, что московская и санкт-петербургская консерватории отстояли право продолжать выпускать специалистов, и государство пошло им на встречу.


Вы часто упоминаете профстандарты. Почему это так важно?


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации еще в июле 2016 года начало утверждать профстандарты как то, что будет определять ситуацию на рынке труда. К сожалению, даже сейчас существует практика, когда на различные должности попадают люди с непрофильным образованием. Государство решило навести порядок, разработав стандарты, которым должен соответствовать работник. Туда входят профессиональные навыки и уровень владения ими, наличие теоретических знаний, полученное образование – курсы, среднее профессиональное или высшее, регулярность повышения квалификации. Все это учитывается для каждого человека и определяет, насколько он соответствует занимаемой должности. Если, например, у работника уже есть определенный стаж, но не профильное образование, то его, конечно, увольнять не будут, но потребуют, чтобы он прошел переподготовку по специальности не менее 252 часов. Знаю, что скоро профстандарты появятся для ректоров вузов и проректоров, и готовлюсь к этому. Уже внедрены профстандарты для библиотекарей, музейных работников, педагогов, на многие рабочие и технические специальности. Зато в сферы актерского мастерства и музыки пока это не пришло. Но, думаю, через несколько лет вполне может появиться. Поэтому уже сейчас даже заслуженные артисты и музыканты, у кого нет профильного высшего или среднего профессионального образования, стараются подтянуть эту сферу. Ведь учиться никогда не поздно. У нас 5 лет тому назад завершила обучение и получила высшее актерское образование обладатель «Золотой Маски» Татьяна Маслакова. Несмотря на высокий уровень мастерства и статус, она решила все-таки получить высшее образование.


Какие специальности самые популярные
у студентов, а какие нет?


В этом году общий конкурс по институту составил 2,75 человека на одно бюджетное место. Это на 0,5 выше, чем было в прошлом году. Самой востребованной на очном направлении стала «Социально-культурная деятельность» (5,1 человека на место, в прошлом году – 4,1 человека), а на заочном – «Документоведение и архивоведение» (4,2 человека на место).


Зачем сейчас учат на библиотекарей? Нужна ли
сегодня, в век Интернета, эта специальность?


Во всей стране Институты культуры начинались с этой специальности. Мы не стали исключением, наш самый первый выпуск составили более 80 библиотекарей. Сейчас это по-прежнему востребованная специальность, ведь современный библиотекарь должен уметь работать с базами данных, хорошо владеть компьютером, уметь искать информацию, в том числе в Интернете, и уметь ее анализировать, выбирая подлинную. Также для популяризации чтения во многих библиотеках постоянно проводятся различные мероприятия, и это значит, что современный библиотекарь должен иметь организаторские навыки в сфере культуры, быть немного педагогом, немного аниматором и многое другое. Это не такая скучная профессия, которой ее представляет большинство. Конечно, по насыщенности и активности она уступает актерской или музыкальной карьере, но считать ее устаревшей не стоит.


Насколько выпускники Хабаровского института культуры востребованы
у работодателей?


Знаете, вот уже около 5 лет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом России ведет статистику по каждому вузу страны, отслеживая судьбу выпускников по тем отчислениям, которые делаются в Пенсионный фонд. Так вот, оказывается, мы – в числе вузов с самым высоким процентом трудоустройства выпускников – 95%! Такой цифрой не может похвастаться даже ГИТИС, хотя считается, что это один из престижнейших вузов страны. И эта статистика не наша, а федеральная, на которую мы не можем повлиять. Кстати, знаете, где в позапрошлом году оказались самые высокие зарплаты для наших выпускников, в каком регионе? Не поверите! На первом месте была Сахалинская область, куда отправились работать 16 человек. Средняя зарплата у них составила 87 707 рублей! На втором и третьем местах Камчатский край и Магаданская область – с зарплатами в 53 и 54 тысячи рублей. А вот Москва предложила шестерым уехавшим туда нашим бывшим студентам среднюю заплату всего в 34 тысячи рублей. Вот такие цифры.


Как вам удалось добиться такого высокого уровня трудоустройства?


По многим специальностям у нас уже в процессе обучения идут занятия на базе будущих работодателей. Например, для актерской и режиссерской специальностей это сцены «Триады», Театра драмы, Музыкального театра, ТЮЗа и Театра кукол. Особенно востребованы среди актеров парни. Им просто невозможно не трудоустроиться, если они действительно хорошо проявили себя в профессии. Музыканты занимаются на базе Филармонии. Сотрудничаем мы и с КНОТОК, с научной библиотекой, с детскими библиотеками города, с музеями края и города, другими учреждениями культуры Дальнего Востока. Так что уже в процессе обучения студенты получают полное представление о том, как все происходит на практике. А после выпуска готовы сразу влиться зачастую в уже знакомые за годы обучения коллективы.


Беседовала Лариса Осколкова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Почему, чтобы успешно поступить в институт, в него нужно ходить с детского сада? Чем грозят библиотекарям и архивариусам внедрения профстандартов? Об этом и многом другом читателям «Образа Жизни» рассказал доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент, ректор Хабаровского государственного института культуры Сергей Скоринов