http://basdv.ru/

Тайны жанра



Пейзаж, портрет, натюрморт, репортаж – жанров фотографии, как в любом искусстве, немало. Профессионалы, чаще всего попробовав несколько направлений, останавливаются на чем-то одном и совершенствуются в нем. Кому-то нет равных в фотосъемке портретов, другому – предметов.

Мы выбрали четырех талантливых фотографов Хабаровска, ярких представителей жанра уличной фотографии, рекламной фотографии, бизнес-портрета и концептуального натюрморта. Свои фотосекреты раскрывают Дмитрий Моргулис, Вячеслав Митинькин, Александр Архангородский и Дина Беленко.


Уличная фотография, стрит – жанр фотографии, сделанной в общественном месте: на улице, в парке, на пляже. Это возможность поймать мимолетность мгновения, увидеть красоту в повседневности.


Дмитрий МОРГУЛИС,

фотограф, член Союза фотохудожников России, многократный победитель всероссийского конкурса Best of Russia, фотокорреспондент информационных агентств РИА «Новости» и ТАСС

В объектив Дмитрия Моргулиса попадают уличные художники, случайные прохожие, намокшие под дождем влюбленные и бездомные. Он снимает в жанре стрит, а значит, объектом его наблюдений становится сама жизнь.

Я не выхожу из дома с мыслью: сейчас буду искать хороший кадр. Просто беру фотоаппарат и иду гулять. Это же улица, там постоянно что-то происходит. Вопрос в том, видим мы это или нет. Иногда сюжет в деталях появляется в голове под впечатлением от какой-то истории. Остается только снять. Серия фотографий «Дочки-матери» появилась после разговора с приятельницей. Она рассказала, что после аборта стала видеть во сне ребенка, слышать его плач. Снимки получились абсолютно несладкие, но они основаны на реальных событиях. После того, как я выложил их в социальную сеть, от меня отписалось человек 50. Чтобы всем нравиться, нужно снимать детей, кошек и ню. А серьезные темы часто нелицеприятны.

Зритель бывает разный. Одну работу из серии «С добрым утром, Пикассо!», которую после Хабаровска увидели в Санкт-Петербурге и Амстердаме, купил психиатр. Он сказал, что чувствует, как этот снимок отражает его внутренний мир, объяснил все с точки зрения психоанализа. Я не вкладывал такого смысла в эту серию, но мне очень приятно, что он так увидел. По большому счету фотография – это иллюзия, это то, каким я хочу показать этот мир. С помощью кадрирования, игры светотени, движения камеры я создаю свою реальность.

Если при помощи фотографии удается раскрыть внутренний мир человека, все смотрят с восхищением – ничего себе, какой глубокий снимок. А на нем может быть обычный алкоголик, которого мы обходим стороной. Стараюсь не сильно привлекать к себе внимание на улице. У меня два фотоаппарата: дальномерная Лейка и среднеформатная камера Хассельблад. Они с виду совершенно обычные, и если не знать, что на такие же фотоаппараты снимали классики и основоположники уличного жанра, то меня можно принять за любителя.

Интересно было поучаствовать в международном проекте РИА «Новости» «XXI. МОЙ ТИХИЙ ОКЕАН». Самые лучшие фотографы России отправились в фотоэкспедицию по 21 стране Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). И я каким-то волшебным образом тоже оказался среди них. Только представьте, кто участники: член легендарного фотоагентства «Магнум» Георгий Пинхасов, единственная в России женщина-фотограф, удостоенная «Золотого глаза» – высшей награды World Press Photo, Виктория Ивлева, Владимир Семин, Сергей Максимишин, Юрий Козырев и другие признанные мастера, чьи работы хранятся в крупнейших российских и зарубежных музейных собраниях. Мы тянули жребий, в какую страну ехать. Мне досталась Новая Зеландия. Результатом своей работы не очень доволен, но все-таки поработать в команде таких профессионалов – бесценный опыт. Только на работах мастеров можно воспитать вкус.

Что отличает хорошую фотографию? Обычная фотография – это история про то, как ехал мальчик на коне. Если фотограф развивается, получается – ехал мальчик на коне, вел собачку на ремне. Прорисовывается первый и второй планы. А когда фотография достигает высшего пика, это уже история, как ехал мальчик на коне, вел собачку на ремне, а старуха в это время мыла фикус на окне. Небанальный сюжет и взаимодействие героев в кадре делают фотографию интересной.

В основном уличные сцены снимаю на черно-белую пленку. Цвет редко использую, потому что для меня важнее содержание. Пленка – недешевое удовольствие, но, с другой стороны, это дисциплинирует. Заставляет задумываться над каждым кадром. Раньше один отпечаток на пластине стоил как корова. И фотографию ценили. У некоторых людей даже при жизни ни одной фотографии не было. Поэтому и появились посмертные снимки детей и взрослых: умершего наряжали, усаживали рядом с живыми родственниками и фотографировали, чтобы хоть какая-то память осталась о человеке. Сейчас, конечно, этот жанр сошел на нет, но некоторые современные фотографии младенцев производят такое же жуткое впечатление. Количество снимков пока еще не переросло в качество. Фотографию сделали каким-то убогим искусством. Девиз одной из хабаровских фотошкол – за два месяца мы сделаем из вас мастеров. Люди оканчивают курсы и считают себя профи. Думаю, нужно воспитывать уважение к фотографии. В Хабаровске есть талантливые фотографы, которые делают умные вещи, но о них мало кто знает.



Вячеслав МИТИНЬКИН,
фотограф, специализирующийся на рекламной съемке и семейных портретах

В съемке сюжетов для рекламной кампании я ориентируюсь на иностранный опыт. Когда учился фотографии в Париже, в метро видел много баннеров с тонкой, ненавязчивой рекламой. И каждый из них хотелось подолгу рассматривать. Мне кажется, их метод менее очевидный, но более эффективный и эстетически-привлекательный. Сначала нужно заинтересовать клиента, а потом уже показывать товар. Важно, чтобы в кадре, кроме красивой модели, было действие, а лучше – конфликт. Например, как в серии фотографий для рекламы пиццы. Директор компании – человек легкий на подъем – не просто поддержал все мои идеи, но даже сыграл роль второго плана! Концепция такая: с появлением чудо-пиццы время для героев сцен будто останавливается, и они попадают в какие-то забавные ситуации. То пицца внесла переполох в игру женской сборной по футболу, то помешала работе известного стилиста или стала звездой на концерте рок-группы. Такие съемки обычно проходят весело. Сюжет на футбольном поле у нас получился всего за 15 минут. Стадион весь день арендуют команды, втиснуться в этот график очень сложно. Пока футболисты переодевались, мы устроили постановочный бой за пиццу.

Если фотография напоминает кадр из фильма со своим сюжетом и смысловыми акцентами, то и зрителю есть над чем поразмышлять. Это, конечно, идеальный вариант, когда заказчик не боится экспериментов. Но чаще всего серьезных людей приходится долго уговаривать «на креатив». Когда обсуждали идею съемки директоров строительной компании для корпоративного календаря, мне предложили сделать фото за рабочим столом на фоне карт и флагов. «Очень оригинально» (прим. - в переносном смысле), - заметил я и рассказал им свое видение. Уговаривал, уговаривал, и они все-таки сдались. В итоге коммерческого директора с задумчивым выражением лица фотографировал за рабочим столом под денежным дождем. Мы с его помощниками взяли в бухгалтерии заначку и рассыпали пятитысячные купюры над его головой. А генерального директора снимали в пиджаке и футболке супермена на фоне красно-синего флага. Получился очень яркий, запоминающийся образ.

Не нужно бояться пробовать что-то новое, уникальное. Тогда и фотографу интереснее работать, и результат впечатляет. В фотосъемке шоумена Дмитрия Колбина оттолкнулся от его слогана «Свадьба, как кино». Серию фотографий решил сделать в стиле киноафиш к культовым фильмам.

Как-то сделал в студии фотозону из труб и лампочек. Так как по первому образованию я инженер-системотехник, то провести электричество не составило труда. На этом фоне снимал и рок-группу, и рекламу одежды, и портреты детей. Добавить очки волшебника-изобретателя с объективом вместо глаза, железную шляпу – и готов образ. Если есть интересный сюжет, то я сам и реквизит сделаю, и очки из железяк спаяю, и что-то из одежды сошью. Это мое хобби.

Если обращаются пары, то и им стараюсь придумать что-то необычное. Часто отталкиваюсь от последних событий в жизни, профессии или увлечений. Один раз для жениха, начальника предприятия, занимающегося строительной техникой, сделал фотографии в стиле фильма «Ночной дозор». Молодым, увлеченным экстремальными видами спорта, снял две серии снимков «в ожидании чуда»: с пинетками и игрушками для родственников, со сноубордом – для них самих и друзей. Иногда даже один предмет может изменить концепцию снимка.

Многие мои клиенты – хорошие друзья, у которых я запечатлел для потомков всю историю семьи от ЗАГСа до 1 сентября. Теплые отношения помогают создать уютную атмосферу на съемочной площадке. Психологический контакт – половина успеха. Вы смотрите на фото, видите радостные лица и не знаете предысторию: анекдоты, комплименты, шутки. Причем этот прием одинаково хорошо работает и на семейных торжествах, и в кабинете у больших начальников.



Дина БЕЛЕНКО,

фотограф, снимает в жанре концептуальный натюрморт, автор статей о фотографии в журналах: Digital Photo (Британия), Practical photography, 500px Brand. Работы публиковались в российских и зарубежных изданиях, на обложках книг.

Концептуальный натюрморт – композиция из неодушевленных предметов, которая несет в себе определенную идею.

Фотограф Дина Беленко снимает «вещи с историей». Героями фото нередко становятся кружки, пончики, флаконы, бумажные динозавры, цветы и кристаллы. В ее фотографической реальности они оживают. Рассматривая снимок с поднимающимся дымом, язык не повернется сказать: неживая природа (определение натюрморта). Кажется, вот-вот догорит последний бенгальский огонек и вернется гном, рассыпавший осенние листья.

Хозяин вещей из моих фотографий – выдуманный персонаж. Это может быть волшебник, пират или путешественник. По картинке можно восстановить часть какой-то истории. Даже если ты снимаешь просто кексы, стоит присмотреться, пофантазировать, и они «заговорят». Где эти пончики лежат? Ты их купил в кафе утром, а ты всегда покупаешь пончики с утра? Это твоя традиция? А какая на них глазурь? Розовая? Может быть, пончики купил студент вместо нормальной еды, чтобы порадовать себя перед сессией?! Чтобы зритель считывал сюжет, продумываю каждую работу, заранее рисую эскиз.

На вебинарах меня часто спрашивают: как не устроить в квартире бардак, снимая такие вещи. У меня ответ однозначный: никак. Смиритесь с тем, что вам придется мыть полы чаще обычного, собирать рассыпанные ракушки и следить, чтобы бенгальские огни не подожгли занавески. Есть еще секреты: никогда не поджигайте листы в печатной машинке и даже не пытайтесь снимать всплески жидкости, особенно молока, если в комнате лежит ковер. Все это плохо кончится. Еще фотографу, снимающему натюрморт, нужно терпение. Ты не можешь сказать своим «моделям»: повернись сюда, встань там. Нужно самой взять клеевой пистолет и вернуть на место падающий пончик.

Я не стараюсь найти редкую вещь, потому что о ней можно рассказать только одну историю – какая она редкая. А простая, немного потертая чашка скрывает тайну. Смотри и догадывайся, почему ей так нелегко пришлось. Часть реквизита делаю сама. Из бумаги можно вырезать и сложить, что угодно: дракона, подводную лодку или морских чудищ.

Одной из самых «страшных» для меня была работа над «бесконечной книгой», проектом художника и автора книг о творчестве Натали Ратковски. Идея в том, что на определенную тему нужно было снять серию из 52 фотографий – по количеству недель в году. Картинки должны между собой плавно соединяться, чтобы не было резких стыков и переходов. Получается непрерывный творческий процесс. Раньше я не делала серий больше чем из трех фотографий, а тут полсотни. Через полгода у меня уже была четырехметровая гигантская фотография на тему: «Космический десерт». И типография теперь меня слегка боится: эту четырехметровую панораму пришлось биговать вручную. Зато я получила хороший опыт – придумывать много картинок на одну тему. Мне это пригодилось в работе над календарем для компании «Мир упаковки». Нужно было сделать двенадцать картинок с не самыми веселыми предметами: пакетами, пластиковыми контейнерами, одноразовыми стаканами. Заказчик – как родная душа - принимал все мои безумные идеи. «А давайте ваши контейнеры будут Антарктидой, в них станет жить белый медведь, а сверху пусть падает снег». «А давайте», - отвечали они. «А давайте из фольги будет вылезать осьминог». «Отлично. Только чтобы выжил», - попросили они. В целлофановый пакет набрала воды, поставила водоросли и пустила желтую субмарину. В пластиковых контейнерах поселились динозаврики. Даже из таких простых предметов может получиться настоящая история.

Натюрморт – такой жанр, в котором всегда есть что сказать. Есть чему поучиться. В мировой фотографии есть немало мастеров, которые делают потрясающие вещи, и я не понимаю, как им это удается. Еще вдохновляют книги, подкасты, интересные каналы на ютубе о кино. Мне кажется, вдохновение нужно искать за пределами своей профессиональной деятельности. Подпитываться новыми впечатлениями, потому что если у тебя впечатления все время одинаковые, то и картинки будут похожие.

Не всегда интересно смотреть на однотипные фотографии любителей, снимающих себя, еду, животных. Но это не говорит о том, что у них нет вкуса. Автор статьи «Я и моя странная кошка. Как Instagram делает из нас художников» Дима Неяглов увидел в таком народном творчестве интерес к жанрам классической живописи. Фото тарелки с круассаном – это натюрморт. Селфи мускулистых красавцев – отсылка к статуе Давида. Просто, увидев в реальной жизни что-то интересное, не все могут сфотографировать так, чтобы и другие смогли оценить.



Александр АРХАНГОРОДСКИЙ,
фотограф, работающий в жанре бизнес-портрета

Портрет - старейший жанр фотографии. А вот про такое явление как «бизнес-портрет» заговорили относительно недавно. Когда пришло понимание того, что бизнес с «человеческим лицом» вызывает больше доверия, в фотостудии потянулись политики, топ-менеджеры, спортсмены, юристы, врачи и стилисты. Бизнес-портрет уже не просто показатель престижа, это визитная карточка персоны, такая же важная составляющая бренда, как логотип или фирменный шрифт.

Как правило, заказчики бизнес-портретов - это руководители, предприниматели, стилисты и психологи. Не так давно обратился коуч, пришлось поломать голову. Нередко приходят целые компании, для того чтобы снять портреты сотрудников для стенда или «визитки» для сайта. В частном порядке приходят, как правило, те клиенты, у которых я когда-то снимал свадьбу или семейный праздник. Четырнадцать лет все-таки проработал в жанре событийной фотографии.

В деловом портрете должны быть четко расставлены смысловые акценты. Поза, мимика, жесты, детали одежды и интерьера - все работает на раскрытие образа. Поэтому не должно быть двусмысленности и неопределенности. Это важно для презентации бизнеса в Интернете, потому что мы привыкли к моментальному зрительному восприятию. Сайт просматриваем быстро, и первое впечатление о человеке складывается за пять секунд виртуального знакомства. Прочитал надпись «стилист-парикмахер», увидел парня с ножницами – все, запомнил. Атрибуты могут многое рассказать о профессиональной деятельности героя. Бизнес-портрет – это лицо компании, поэтому в нем не должно быть случайных элементов. Каждая деталь имеет значение.

Универсальных фотографий нет. Для социальных сетей, наружной рекламы, презентационных стендов нужен отдельный набор фотографий. Они могут отличаться и композиционно, и стилистически, и по содержанию. Иногда заказчик хочет сначала получить фотографии, а потом уже сделать сайт. Это не самый лучший вариант. Сначала строится машина, а потом колеса. Фотография для сайта, как колеса для машины.

Прежде чем браться за заказ, первым делом я исследую веб-дизайн, логотип, фирменный стиль, контент. Подробно изучаю, как будут использоваться снимки, и только после этого планирую фотосъемку. Одна из трудностей работы над деловым портретом в том, что бизнесмены чаще всего очень занятые люди. Им кажется, что придет фотограф, быстренько все сделает, и получится отличный результат. Это миф. Кроме того, если сам герой не готов к фотосессии – что-то его сильно тревожит в этот момент, с самого утра не заладилось - лучше всего перенести съемку. К счастью, большинство руководителей это понимают и прислушиваются к советам фотографа.


Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Образ Жизни сентябрь 2017. Жанры фотографии