http://basdv.ru/

Человеческий мозг - это 100 миллиардов нервных клеток, 70000 мыслей в день. Наш мозг способен вместить невероятное количество информации и по своей мощности и скорости опережает даже самые передовые компьютеры мира. О тайнах, особенностях и возможностях этой совершенной системы «Образу Жизни» рассказал ведущий врач-невролог Хабаровска с 35-летним стажем - Ольга Александрова.



Правда ли, что возможности мозга не ограничены?


У мозга огромные резервы, мы точно можем больше знать и уметь, чем нам кажется. Но все упирается в нашу лень. Чтобы развивать мозг, необходимо прилагать усилия и тратить на это время.


Мнение, что мы используем свой мозг только на 20%, не миф?


Это одна из гипотез. У нее есть и сторонники, и противники. И жизнь, и наука доказывают, что нет предела совершенству. Адекватные умственные и физические нагрузки «отодвигают» старение.


В головном мозге заложено невероятное количество клеток, их миллиарды. Эта запасливость на случаи потерь, например, гибели клеток мозга при неблагоприятных условиях. При необходимости резервные клетки будут «разбужены», обучены и начнут выполнять функции утраченных нервных клеток.


Как, по-вашему, насколько мы используем свой мозг?


Посчитать наверняка, я думаю, невозможно. Но могу предположить, что только на одну треть. К сожалению, намечена тенденция к уменьшению использования возможностей мозга. Судите сами, раньше не было игрушек, мы их мастерили сами, задействовали мозг, изобретали, осваивали какие-то подручные средства. Когда не было телевидения, люди больше читали, соответственно, фантазировали, мечтали, а ведь это тоже работа мозга. В условиях дефицита, выстраивая стратегии выживания, мы тоже использовали мозги. Сейчас все упростилось донельзя. Нажми на кнопку - получишь результат. Думать не надо.


А как же новые исследования, новые научные открытия,
разве это не использование возможностей мозга по максимуму?


Исследователей и творцов не так много, а остальное большинство, в основном, потребители. Для них прогресс: просто скажи «Окей, Гугл», и вся информация, как на ладони. Сейчас все готовое. Не надо перечитывать тонны книг, искать, куда-то идти. Как говорил Райкин: «Пусть все будет, но чего-то не хватает». То есть у человека должна быть какая-то цель, тогда есть вектор развития. Наш мозг так устроен, что ему постоянно нужны цели. Мы должны ставить эти цели, разрабатывать программы их достижения, следить за ходом воплощения плана в жизнь и вносить в него коррективы.


Получается, что нашему мозгу нагрузки просто необходимы?


Любой орган развивается только в условиях разумной нагрузки. Если глаза надолго завязать или жить где-то в подземелье, то через какое-то время зрительная функция просто утратится. Так же и с мышцами и мозгом. Наш гениальный организм задуман так, что он не будет кормить тунеядцев. Кто не работает, как говорится, тот не ест. Питание, полезные вещества поступают только активным частям организма, остальные просто поддерживаются, а потом уничтожаются.


Как развивать возможности мозга?


Нагружать. Читать, изучать языки, развивать память. Новые впечатления, все неизвестное открывает новые области мозга. Если жизнь монотонная, жизнь по заданным шаблонам «работа-дом-телевизор-сон-работа», то закладывается очень мало образов-представлений в кладовую памяти. Мало формируется различных функциональных систем, вариантов ситуаций и реакции на них. И в дальнейшем в каких-то экстренных или неожиданных обстоятельствах мозг не будет адаптирован. Он будет дольше находить варианты реакции, подбирать действия, чтобы выйти из положения. Почему военные проводят учения? Чтобы отрабатывать навыки и быть готовыми в случае реальной угрозы. Нашему мозгу полезно разнообразие, творчество, физическая активность, новые навыки и знания. Все это хранится в кладовой памяти. И впоследствии в жизненных ситуациях этот опыт пригождается. Вспомнить проще, чем научиться.


Как работает функция запоминания мозга?


У кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то слуховая, у кого-то предметно-действенная. Но опять же, мы лучше запоминаем то, что для нас более значимо и что вызвало большой эмоциональный отклик. И главный вопрос не в том, как запомнить, а как потом вспомнить! Научиться и запомнить можно что угодно. Разница в том, что кому-то потребуется одно повторение, другому сто одно.


Какой объем информации может усвоить мозг?


Мозг невозможно перенагрузить, не бывает переполнения мозга. Чем больше вы его развиваете, тренируете мозг, тем больше он может. Не только можно, а нужно учиться до конца жизни. В этом плане повезло людям с профессиями, которые требуют постоянного развития. Врачи, педагоги, актеры, те же журналисты и многие другие постоянно работают с новой информацией, усваивают что-то новое.


Мозг талантливого человека отличается от мозга обычного?


Мозг, как орган, который можно рассмотреть, например, на магнитно-резонансной томографии, у всех примерно одинаковый. Но структура и функции мозга - разные вещи. Это значит, что внешнее повреждение какого-то участка мозга необязательно ведет к нарушению функций, за которые он отвечает. Природа придумала так, что если какая-то часть пострадала, ее функции берут на себя другие клетки мозга.


Получается, что каждый может развить в себе таланты?


Теоретически, что может один, могут все. Просто у кого-то на достижения в определенной области уйдет один год, а у другого вся жизнь. Это все вопрос времени и усилий.


От чего это зависит?


От интеллекта. А он, в свою очередь, зависит от многих составляющих. Во-первых, очень много значат родительские гены. Мы наследуем особенности памяти, мышления, выносливость, обучаемость, скорость реакции. Во-вторых, внутриутробное развитие. Не просто так врачи интересуются, как протекала беременность, как питалась мама, в каких условиях вынашивала ребенка. Одна провела эти девять месяцев в изобилии, покое, гармоничных отношениях, благоприятной окружающей среде. Другая - боролась за собственное выживание, преодолевала стресс, вдобавок не отказалась от вредных привычек, и роды были раньше срока. И третий фактор - условия развития. Мозги новорожденного, как почва: что посадишь, то и вырастет. Конечно, какая-то почва может быть изначально более благодатная, какая-то нуждается в удобрениях, образно говоря. Так формируется психика с ее особенностями, скоростью реакции, функционалом, возможностями. Если ребенок развивается в любящей, заботливой семье, то у него есть ресурс на развитие. А если среда неблагополучная, то он все силы бросает на выживание. Какое там развитие, выжить бы!


По наследству передаются и таланты?


Отчасти, да. Недаром же существуют целые династии музыкантов, актеров, художников, спортсменов. Например, ребенок в два года уже делает сальто назад. Или еще разговаривает плохо, но уже поет. Это врожденные способности плюс старания родителей.


Склонность к точным наукам или гуманитарным тоже
передается по наследству или развивается в течение жизни?


У нас два полушария - левое и правое. Правое отвечает за предметно-образное мышление. То есть за восприятие мира через органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и тактильные ощущения. Дети - правополушарные, они познают мир через чувства. И потом, только по запаху могут определить, что перед ними - сирень или роза, или на ощупь распознавать предметы, это называется стереогноз. Из нескольких составляющих у нас формируется образ-представление. Например, нам показали часы, мы услышали, как они тикают, и нам сказали, что это часы. Людей, у которых больше развито правое полушарие, называют гуманитариями.


Левое полушарие отвечает за логическое, символическое мышление. Буквы, цифры, символы, знаки - это математический склад ума. Он более последовательный, логичный, четкий. Активность того или иного полушария закладывается генетически.


Насколько сложное строение человеческого мозга?


В головном мозге есть правое и левое полушария, ствол мозга, мозжечок. Головной и спинной мозг - это центральная нервная система. Кроме центральной нервной системы есть периферическая - корешки, сплетения, нервы.


У каждого участка свои функции?


Нервная система контролирует весь организм. С самого простейшего уровня - клетки, до высших органов и их функций. Грубо говоря, нервы соединяют каждую часть тела с центром обработки сигналов - мозгом. Все наше тело пронизано нервами. Нервная система имеет представление обо всем, что происходит внутри нас. Анализируя происходящее, она отдает приказы - сосуд расширить, мышцу сократить, увеличить секрецию или еще что-то. Для каждого действия свои уровни организации. На спинном мозге замыкаются безусловные рефлексы, самые простые и первично развитые. Например, когда мы дотрагиваемся до горячего, мы рефлекторно одергиваем руку. Головному мозгу нет необходимости анализировать ситуацию, искать пути решения. Это простейшая реакция, с которой справляется спинной мозг. Чем сложнее функция, тем выше уровень ее решения.


За что отвечает подкорка?


Там накапливаются наши знания, опыт, навыки. В течение жизни мы сталкиваемся с новой информацией. Сначала мы ее анализируем, осмысливаем, потом повторяем. Это все происходит сознательно. Потом полученный опыт автоматизируется и уходит на подкорку. Таким образом, в процессе познания мы вырабатываем оптимальный алгоритм действий, чтобы получить лучший результат при минимальных затратах. Чтобы было понятно, объясню на примере. Когда мы учимся ходить или писать - неважно, любое действие требует внимания и контроля. Оно очень энергозатратно, и мы быстро устаем. Но по мере повторения организм вырабатывает оптимальное сокращение мышц, силу воздействия и т. д. Отработанный навык записывается на подкорке, и мы уже не контролируем собственный шаг или то, как поднести ложку ко рту, не расплескав содержимое.


А в какой зоне мозга записан наш характер?


Был этап, когда ученые пытались найти зоны мозга, отвечающие за разные функции. Например, центр речи или центр творчества. Но сейчас от этого отказались. Мозг оказался гораздо сложнее, в нем все взаимосвязано. Характер - это темперамент, врожденный тип реагирования, плюс социальная составляющая. Есть какие-то особенности функционирования. Считается, что задний мозг - теменная доля, затылочная и височная отвечают за восприятие информации от окружающего мира. Там находятся все анализаторы, в том числе зрительные, слуховые, это зона восприятия. Лобная часть мозга развилась последней в этапах эволюции. Передний мозг - руководитель. Там принимаются решения, формируются инструкции, как поступить в той или иной ситуации. Эта доля мозга отвечает за социальное поведение, за постановку целей, разработку стратегий и внесение корректив в них.


Откуда наш мозг черпает энергию?


В голове самое активное кровоснабжение, чтобы доставлять питательные вещества и выводить отработанный материал. Сами посудите, что происходит при истощении? Не почки отказывают или сердце останавливается, а именно мозг - мы теряем сознание от голода.


Энергия головного мозга синтезируется ночью во время сна. В фазу медленного сна, если быть точнее. Для синтеза энергии клетками мозга необходим строительный материал - жиры, белки, углеводы и кислород. Если человека лишить сна, то у него развивается психоз. Многие психические болезни сопровождаются бессонницей. Лишение сна в некоторых странах было мерой наказания и пыток. И это очень опасно. Во время сна вырабатывается энергия для бодрствования. И если ее нет, сон нарушен, человек не может нормально функционировать.


Зачем нам нужен сон, кроме восстановления сил?


Сон - неотъемлемая часть жизни. Треть своего существования мы проводим во сне. Кроме выработки энергии во сне мозг обрабатывает и усваивает полученную за день информацию. Вообще, во сне мозг функционирует совсем по-другому, весь организм существует иначе. Сон более значим, чем питание, вода. Без еды можно прожить месяц, без воды - неделю, а без сна через трое суток начнет развиваться психоз.


Наши сны - это отражение пережитых за день впечатлений?


Роль сновидений, их природа до конца не изучены, есть множество теорий. Сны видят все, но не все помнят. Сновидения есть и у животных. Вся информация, полученная за день, во время сна раскладывается по различным кладовым мозга, фиксируются все нейронные связи. Кратковременная память преобразуется в долговременную, формируются структурные изменения на уровне клетки.


Как объяснить эмоции и чувства, например,
как любовь отражается на деятельности мозга?


Деятельность мозга - это химические процессы. Есть возбуждающие вещества, есть тормозящие. Они всегда в динамическом равновесии. Так вот, эмоции - это деятельность определенных структур мозга, они должны работать в заданном режиме. И если по какой-то причине нарушается баланс между возбуждением и торможением, начинаются психические расстройства. Много возбуждения - тревога, много торможения - депрессия. Когда ученые это обнаружили, тогда и были созданы психотропные вещества, регулирующие мозговую деятельность. Наши эмоции - это тоже химические процессы внутри мозга. В том числе и такое состояние, как любовь.


Насколько изучены возможности мозга?


Мы знаем только то, что мы знаем. Неизвестно, сколько еще открытий таит человеческий мозг, мы можем только предположить. Те события, которые принято называть чудом, например, неожиданные исцеления - это тоже какая-то активность мозга. Это то, что мы пока не можем объяснить и контролировать. Одно можно сказать точно, мозг - одно из самых сложных и совершенных творений природы.


Интересные факты

Ученые доказали, что движения неприятных нам людей наш мозг воспринимает медленнее, чем они есть.

Развитие мозга продолжается до 25 лет,
но самая активная часть - с 2 до 11 лет.

В среднем человеческий мозг весит 1,3-1,5 кг,
при этом он потребляет 25% энергии, вырабатываемой организмом.

Мозг человека состоит не только из серого вещества, но и из белого.
Более того, белого вещества больше.

Каждую секунду мозг выполняет 3800 операций. Он способен
сохранить 3587 терабайт информации.

При усталости и нагрузке мозг, как компьютер, нагревается. Зевание его охлаждает. Выравнивает температуру мозга полноценный сон.

В мозге человека есть «зеркальные нейроны». Они настроены на повторение за другими людьми. Подражание необходимо для обучения и запоминания новых действий.

Человеческий смех не так прост, как кажется. Чтобы вы посмеялись
над хорошей шуткой, мозг задействует пять разных областей.

Если собрать в линию все кровеносные сосуды головного мозга,
она составит 161 000 км. Этого хватит, чтобы 4 раза опоясать
Землю по экватору.



Надежда Лавриненко
Фото - Юлия Савкина

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Ведущий врач-невролог Хабаровска с 35-летним стажем - Ольга Александрова