Сейчас этот объект все знают как ТЭЦ-2. Впрочем, ранее он был известен как Хабаровская электростанция (ХЭС). Это была первая крупная энергетическая система не только города, но и края. Пуск паротурбинной электростанции мощностью три тысячи киловатт, состоявшийся 20 февраля 1934 года, ознаменовал завершение одной из крупных энергетических строек Хабаровска, подарившей свет и тепло многим городским объектам, улицам и квартирам хабаровчан.


А раньше?


До начала XX века Хабаровск не мог похвастаться серьезными успехами в электрификации. Уличного освещения в городе не было, а дома жителей освещались керосиновыми лампами. Первая лампочка Хабаровска зажглась лишь в 1902 году в новых корпусах Хабаровских артиллерийских мастерских, с 1908 года ставших заводом «Арсенал», а в советское время известных под названием «Дальдизель» (о нем мы рассказывали в «Образе Жизни» (октябрь 2018 год). Предприятие имело маломощный генератор, которого вначале хватало лишь на собственные нужды, а никак не на городское потребление. Позже небольшие генераторы стали появляться и у других хабаровских предприятий. Впрочем, этого было недостаточно – керосиновые лампы освещали жилища горожан до 1906 года. А во время русско-японской войны 1904-1905 годов стало еще хуже: возникли трудности со снабжением Дальнего Востока, а значит, и дефицит керосина. Хабаровск провел эти годы впотьмах. Выводы были сделаны, и почти сразу после окончания войны по инициативе военного инженера Семена Николаевича Ванкова началось строительство первой городской электростанции.


Увы, с первой хабаровской электростанцией не все шло гладко. Городская дума отвела для нее участок земли близ берега Амура, чуть ниже Соборной площади (сейчас Комсомольская площадь). Это было не лучшее решение – несмотря на высоту трубы, ветер гнал дым и сажу прямо на дома хабаровчан. И на открытии не обошлось без форс-мажора: оборудование, заказанное в Германии, по ошибке вместо Хабаровска отправили в Харбин! Чтобы не срывать сроки, в качестве временной меры как силовую установку решено было использовать локомобиль в связке с динамо-машиной. Этого оказалось достаточно, чтобы вечером 1 ноября 1906 года улицы Хабаровска впервые залил яркий свет дуговых фонарей. В первое время их было в городе всего лишь двадцать: десять на Муравьева-Амурского, пять на Тихменевской (сейчас Серышева), и столько же на Барановской (Ленина). 1 января 1907 года были установлены штатные агрегаты, и мощность станции составила 120 кВт. Ее уже хватало не только на уличное освещение (позже уличных фонарей было уже около 100), но и на электрические лампы в домах зажиточных горожан. Помогло освещению Хабаровска и строительство Транссибирской магистрали: в паросиловых установках паровозных депо станций Вяземская и Хабаровск-1 установили динамо-машины, в основном для освещения.


Начало электрификации


После Гражданской войны одной из главных задач новой власти стала электрификация страны. По плану ГОЭЛРО (государственный план электрификации - прим. ред.), принятому в 1920 году, за 10–15 лет намечалось построить в стране 30 крупных электростанций. План многим показался фантастическим, однако, все намеченное было успешно выполнено, и к 1935 году по производству электроэнергии и мощности электростанций СССР занял второе место в Европе! Нашлось в этих планах место и Хабаровску.


К этому времени мощности первой хабаровской электростанции для города стало недостаточно. Часто случались перебои, и хабаровчанам приходилось зажигать свечи. Керосиновые лампы использовались крайне редко – до строительства в 1931 году нефтеперерабатывающего завода бензин и керосин привозили в Хабаровск из Грозного.


Первым шагом в электрификации Хабаровска стала железная дорога. В 1923 году в депо Хабаровск-1 установили локомобиль мощностью 45 лошадиный сил с динамо-машиной (52 кВт). Теперь по вечерам железнодорожный вокзал и станционные пути были ярко освещены. К 1934 году на станции Хабаровск-1 работали уже три небольшие электростанции с четырьмя двигателями. Надо отдать должное, электрификация Уссурийской железной дороги, в том числе ее участков, располагавшихся в Хабаровске и Хабаровском крае, была проведена достаточно основательно. В 1937 году, когда началась прокладка тоннеля под Амуром, для ее обеспечения электроэнергией смонтировали дизели общей мощностью 12800 лошадиных сил и задействовали шесть энергопоездов. А к 1938 году были построены дизельная электростанция на станции Амур и турбинная на станции Хабаровск-2. Однако на нужды всего города энергообъекты стали работать лишь некоторое время спустя – слишком многое пришлось восстанавливать после Гражданской войны.


Хабаровская электростанция


В 1931 году Далькрайком партии и командование ОКДВО приняли совместное решение о строительстве Хабаровской электростанции (ХЭС) - первой крупной энергетической стройки города. Проектная мощность станции составляла 6000 киловатт, она должна была стать самой мощной во всем крае! На ней должны были установить пять паровых котлов и три турбоагрегата с турбинами ОК-30.


Строительство началось в 1931 году, а пустить ХЭС в эксплуатацию планировали уже 1 мая 1932 года. Однако стройка затянулась. Не обошлось и без серьезных ошибок. Возводился объект без документации и смет, часто менялись руководители стройки, рабочих вербовали со всех концов Дальнего Востока, но из-за тяжелых бытовых условий и скудного питания имела место большая текучка кадров.


Сроки затягивались, план не выполнялся. И тогда строкой занялись военные. Уже за первые несколько дней работы офицеров и солдат строительство значительно продвинулось вперед. План выполнялся на 150–350% в тяжелых условиях: скалистый грунт, мерзлая почва и другие трудности. Военнослужащие работали круглые сутки. Ночью электроэнергию для освещения стройки подавали от завода «Дальсельмаш» (бывший «Арсенал», а затем «Дальдизель»). Для ускорения темпов, работы по возведению здания и монтажу генератора и турбины велись одновременно.


20 февраля 1934 года состоялся запуск ХЭС. Специалистов для работы на ней, кстати, тоже готовили по ходу строительства из числа самих строителей. В дальнейшем ее первые специалисты – машинисты котлов, турбинисты, электрики – обучались на курсах техминимума. Условия работы были достаточно тяжелые. Станция потребляла 450 тонн угля в сутки, а средств механизации практически не было. Уголь вручную сгружали, засыпали в вагонетки, на лошадях подвозили к дробилкам, на которых он измельчался тоже вручную. Да и работала станция на низкосортном райчихинском угле. Часто происходили перебои.


Постепенно коллектив ХЭС рос, набирался мастерства и опыта. В первый год работы здесь получили 5,3 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Но к началу 1940-х годов ежегодная выработка ХЭС составляла уже 50 миллионов.


Хабаровская электростанция обеспечивала энергией заводы имени Молотова и Орджоникидзе, военные ведомства и госучреждения. Она же давала энергию для освещения улиц и квартир хабаровчан. Так в городе значительно увеличилась освещаемая территория.


Даёшь тепло!


Однако некоторые трудности еще только предстояло преодолеть. Дело в том, что тепло отработанного пара не применялось для отопления: проект этого не предусматривал. Только с 1950 года начали использовать отработанный пар для отопления двухэтажек в поселке Энергетиков. А вскоре был решен и вопрос с созданием системы централизованного отопления.


Разрастающийся город требовал больше энергии, поэтому неудивительно, что вскоре после возведения ХЭС задумались о строительстве еще одного энергетического объекта – теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Но стартовавшую было стройку, пришлось почти сразу законсервировать - началась Великая Отечественная война. Лишь в 1949 году это строительство возобновили. ТЭЦ возводили методом «народной стройки» и привлекали людей с разных предприятий города. Лишь в 1951 году объект получил государственное финансирование, что способствовало ускорению темпов строительства. 28 сентября 1954 года хабаровская ТЭЦ-1 дала первый ток. Что касается ХЭС, то теперь она стала работать как крупная отопительная котельная. До стадиона имени Ленина была проложена первая теплотрасса. В 1960 году в связи с переходом на теплофикационный режим работы ХЭС получила новое название, под которым известна и сейчас – хабаровская ТЭЦ-2.


За свой, казалось бы, не очень продолжительный период существования, ТЭЦ-2 успела поработать на нескольких видах топлива. В самом начале своего пути она даже работала на дровах, пока на ней не стали сжигать уголь. В 1970-е годы она была переведена на мазут. А в 2007 году, после реконструкции, ее котлы были приспособлены под прием природного газа. И сейчас, с более совершенным оборудованием, ТЭЦ-2 продолжает работать во время отопительного сезона, обеспечивая теплом центральную часть Хабаровска.



Василий Кузьмин

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
20 февраля 1934 года, завершена одна из крупных энергетических строек Хабаровска, подарившей свет и тепло многим городским объектам, улицам и квартирам хабаровчан