№6 '2018
Архив номеров
Дневник модели

Титан Дальнего Востока

Из легкого металла с могучим и поэтичным названием титан строят самолеты, морские суда и космические ракеты. Из него же получаются совершенно неземные украшения, поражающие своим цветом, характеристиками и ценой. Лишь единицы ювелиров в России работают с этим металлом, и среди них есть хабаровчанин. За плечами Виктора Волошенко титанический труд покорения строптивого металла, несколько выставок и целая коллекция авторских украшений.



Виртуозно жонглируя горелкой, он на моих глазах преображает ленту металла. Серебристый оттенок сменяет золотой, перетекает в зеленый, затем синий, фиолетовый и бархатно-черный. Именно этот цвет так манил мастера создавать украшения из титана. Попыток укротить этот элемент таблицы Менделеева у Виктора Волошенко было не меньше пяти. И только последняя увенчалась успехом.


Виктор Волошенко,
ювелир:

«Работать с титаном - титанический труд, простите за тавтологию. С ним никто не хочет связываться, он сложный в обработке. Противный! Он не гнется. У титана при обработке очень мелкая стружка, которая забивается в инструменты, они тупятся, портятся еще в начале работы. Я брал кусок титана, портил об него дорогущие ювелирные инструменты, расстраивался и убирал свой полуфабрикат с глаз. Потом опять вдохновлялся и снова терпел неудачу. Так было несколько подходов, и в процессе понял, что мне нравится».


Первые шаги на ювелирном пути мастер сделал еще в школе. Прекрасная одноклассница свела с ума семилетнего укротителя металла, и он выковал для нее маленький кинжал из кусочка цинка. Естественно, никаких профессиональных инструментов у юного Ромео не было. Только нож и напильник. Как и все мальчишки, он точил рогатки, мечи и пистолеты из дерева. По словам Виктора, золотые руки вместе с именем достались ему в наследство от отца - фотокорреспондента одной из городских газет. Кстати, на юбилей Виктора старшего ювелир подарил ему золотой фотоаппарат с лабрадоритовым (прим. - камень темно-серого или темно-синего цвета) объективом размером со спичечный коробок. Драгоценный сувенир поражает схожестью с оригиналом - ножки штатива выдвигаются, как у «взрослого» экземпляра, открывается задняя крышка, на которой крошечными буквами со всех сторон выгравировано «Дорогому отцу от сына», «Виктору от Виктора», «Мастеру от мастера».


Теперь к делу дальневосточного ювелира присоединился и его сын. Как и отец, он открыл собственный кабинет. Только в отличие от родителя все-таки получил специальное образование. Сам Виктор, несмотря на то что с юных лет зарабатывал на ювелирке, выучился на инженера-механика. Солидная советская профессия. Поступал во Владивостоке, а заканчивал уже в Хабаровской «железке». Параллельно подрабатывал на станкостроительном заводе в инструментальном цехе.


«У меня уже была семья. Надо было кормить жену и сына. Работая на заводе, я все равно принимал заказы: делал серьги, кольца, кулоны. Уже тогда понимал какие-то тонкости ювелирного мастерства. Нужно быть не только технически подкованным и творчески одаренным, важно разбираться в психологии. Когда мужья заказывают женам украшения, я прошу, чтобы показали фото, рассказали о ней. Ведь от цвета и длины волос, предпочтений цвета и, вообще, внешности зависит, какое изделие подойдет именно ей. Бывали случаи, где-то увидели мои работы, приходят: «Неважно, сколько стоит, продайте, это то, что мне нужно!». Больше всего люблю, когда заказчик доверяет и приходит с посылом: «Делайте, что хотите, мне в любом случае понравится». Вот тут начинается настоящее творчество».


Своих заказчиков Виктор помнит по украшениям. Изделие, по его словам, часто красноречивее любых характеристик. Несмотря на опыт производства штучных украшений, одно время мастер Волошенко даже работал на первом Хабаровском ювелирном заводе, построенном англичанами. Там его работоспособности удивлялись даже опытные мастера. Шутка ли, изготовить 100 пар обручальных колец всего за неделю!? Ювелир быстро дослужился до руководителя. Но пресловутые 90-е не оставили предприятию шансов. Волею судеб, в здании завода открылась ювелирная мастерская. Виктор Волошенко в один прекрасный день просто пришел на работу, зайдя в соседнюю дверь.


«У меня был отдельный закуток со всеми инструментами. В рабочее время я готовил заказы предприятия, а в выходные занимался своими заказами. Тогда уже весь инвентарь был профессиональный. А как вспомню, с чего начинал! Я же паял обычным паяльником, а не горелкой. Даже вальцов не было - это основной ювелирный инструмент, на котором раскатывают металл».


Уже тогда Виктор начал «покушаться» на титан. В расход пошли обыкновенные вилки, ложки, лопаты, болты, принесенные сердобольными товарищами. Но металл как будто нарочно не поддавался, проверяя упорство мастера. Но и ювелир не отступал. Его взгляд - чистое спокойствие, речь ровная и размеренная, он производит впечатление волевого человека. А судя по тому, что почти в 60 лет Виктор три раза в неделю ходит в бассейн, проплывая не менее 2 километров, - еще и упорного. И только когда речь заходит о титане, суровый укротитель металла начинает заметно волноваться, и, кажется, в речи слышен трепет.


«Я каждое изделие помню и могу рассказать его историю. Это такой волнительный момент, когда заканчиваешь работу. Ведь никогда не знаешь, что получится. Еще ни разу готовое украшение не совпадало с эскизом. Это просто набросок, план. И из куска металла начинает вырисовываться произведение искусства. Думаешь: «О, можно вот так сделать, можно вот это добавить». Тогда рождаются варианты. И в конце так волнуешься, спешишь, чуть ли не руки дрожат, хотя это категорически нельзя во время такой тонкой работы, но внутри все так дрожит. Эти последние минуты запоминаются надолго. Сидишь весь грязный, и оп - все готово! И второй волнительный момент, когда отдаешь заказчику».


Волнительно было и участие в выставке «Ювелирный Олимп» в Санкт-Петербурге. Сейчас они стали регулярными для дальневосточного мастера. Но тогда, в 2010-м, экспонаты пришлось собирать по заказчикам. Фаворитом жюри стало первое, созданное из титана кольцо. Космический дизайн и 2-каратный кордиерит (прим. - «рысий» или водяной сапфир, драгоценный камень с особым оптическим эффектом) покорили судей. Оригинальный цвет металла, ограненный в дизайнерский замысел, создает особый футуристический ореол готовому украшению.


«Когда ко мне приходят и просят научить работать с титаном, я как-то теряюсь. Ничего особенного во мне нет. Ничего такого я не знаю, что нельзя было бы найти в книгах и Интернете. Сейчас вся информация доступна. Это я черпал знания, где только мог. В библиотеке была одна на весь край книга о металлах и камнях. Мы, ювелиры, друг за другом в очередь вставали, чтобы почитать. Сейчас все гораздо проще. Надо брать, делать. И делать лучше, чем другие. Вот и все».




Надежда Лавриненко
Фото Вики Пузиковой

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.