ТОП-3 небанальных экскурсий по городу


Взгляните на Хабаровск глазами туриста! Представьте, что вы уже побывали в Гродековском и Художественном музеях, прогулялись по набережной и парку Северному, сфотографировались со знаками зодиака на Амурском бульваре. Куда сходить еще? В музеи, в которых вы наверняка не бывали! Что интересного в них посмотреть и как добраться – в нашем туристическом гайд-обзоре.




Музей-аквариум «Рыбы амура» ВНИРО
(Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии)


Адрес: Амурский бульвар, 13
Как добраться: авт. №29 – ост. «Региобанк» («Открытие»),
авт. №№8, 10, 15, 17, 49 – ост. «Амурский бульвар».
Время работы: летом с 10:00 до 17:00,зимой с 11:00 до 17:00. Выходной – понедельник (зимой – понедельник и вторник).
Стоимость: 260 рублей – взрослые; 160 рублей – льготные категории: студенты, пенсионеры; дошкольники – бесплатно.
Инфо: 31-56-00



С чего все начиналось?

Герман Новомодный,
основатель музея, замдиректора Хабаровского филиала ВНИРО:

«С детства я увлекался рыбами, в том числе амурскими. Часто с рыбалки приносил не только основной улов, но и живых «сорных» (непромысловых), но очень красивых дальневосточных рыб. К 2000 году у меня в аквариуме сложилась интересная коллекция, которая и легла в основу этого музея. Его было решено открыть после покупки нами здания к 60-летию Хабаровского филиала ТИНРО, как он тогда назывался. Численность рыб в экспозиции постоянно меняется – все-таки это живые существа. Но в среднем здесь всегда не меньше 80-90 различных видов из 125, обитающих в Амуре, причем часть из них незнакома даже бывалым рыбакам. Что-то поймал я, что-то было взято для научных исследований. Осетра, калугу и кету мы приобрели мальками на рыбозаводе. Познакомиться со всем богатством подводного мира интересно как иностранным туристам, так и коренным хабаровчанам. Нам есть чем вас удивить».


Что посмотреть?

Богатейшую коллекцию рыб Амура, среди которых внезапно – звездчатая камбала, заходящая вверх по течению из Охотского моря и прекрасно себя чувствующая в слабосоленой воде.
15 видов пескаревидных, среди которых как популярный у аквариумистов 70-х г.г. за красивый полосатый наряд пескарь-лень, так и герой сказки Салтыкова-Щедрина «премудрый» сибирский пескарь.
4 вида пресноводных амурских креветок (да, у нас живут не только раки!).
Краснокнижную китайскую кожистую (мягкотелую) черепаху.
Макеты самых крупных амурских рыб, наглядно демонстрирующие всю масштабность дальневосточной фауны. Возможно, вы знали, что калуга в естественной среде может вырастать до 5 метров. А вот обычный сом Солдатова не многим способен ей уступить. Его длина может достигать 3-х метров при весе в 260 кг! Осетр – и тот меньше: самый крупный из выловленных был «всего» 2,9 метра и 200 кг веса! Замыкают пятерку лидеров двухметровые таймень и желтощек. Произошедших от карасей золотых рыбок, которых китайцы вылавливают на своей стороне Амура.
4-сантиметровую касатку-крошку, которую долгие годы все считали мальками касатки-скрипуна. И многих других.


Музей энергетики им. В. П. Божедомова
АО «Дальневосточная генерирующая компания»
В 2016 году награжден памятным знаком
«Лучший хранитель истории» от администрации г. Хабаровска.

Адрес: ул. Шеронова, 65
Как добраться: трамваи №№1, 2, 6,
авт. №№ 8, 10, 23, 25, 71– ост. «ул. Ленина», авт. №№ 1, 52, 56, 80,
83, 88 – ост. «ул. Волочаевская».
Время работы: будни с 10:00 до 16:00, выходные – суббота, воскресенье.
Экскурсии по предварительной записи.
Стоимость: бесплатно
Инфо: (4212) 26-59-10




С чего все начиналось?


Ольга Божедомова, руководитель музея:


«Музей был открыт в мае 2010 года стараниями энергетика с 55-летним стажем, моего свекра Виктора Божедомова. В 1963 году после окончания Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта он пришел в «Хабаровскэнерго» и проделал путь от простого инженера высоковольтной лаборатории службы грозозащиты и изоляции (она, так совпало, располагалась как раз там, где сейчас музей) до заместителя генерального директора по финансам. Недаром коллеги называли его патриархом энергетики. При нем испытывалось новое оборудование для ТЭЦ, создавалась схема перспективного развития электросетей, прокладывались линии электропередачи между городами, налаживалась система бесперебойного энергоснабжения Хабаровского края. На его долю выпали противоречивые и сложные времена перестройки в стране, когда многие предприятия были на грани развала и, если расплачивались за электро- и теплоэнергию, то не деньгами, а своей продукцией – кто трикотажем, кто валенками, кто вениками... Все это, полученное по бартеру, нужно было продавать, чтобы платить зарплату сотрудникам и закупать топливо для станций. После перехода на рыночные отношения энергетику снова ждали большие перемены. И все это время одной из самых надежных в стране, благодаря работавшим в ней профессионалам, оставалась Хабаровская энергосистема. Накопив огромный опыт, Виктор Петрович предложил увековечить память об истории ее становления и при поддержке Краевого музея им. Н. И. Гродекова создал музей с уникальными экспонатами в здании, где начинал свой путь».


Что посмотреть?

На 120 кв. м площади музея расположилось около двух тысяч экспонатов. Еще один – установленный в 2013 году ротор паровой турбины – встречает гостей на улице недалеко от входа. Когда темнеет, включается подсветка и возникает впечатление, будто ротор вращается. Этот единственный за Уралом технопамятник подобного рода символизирует вечное движение на электростанции. Ведь именно ротор – сердце электростанции, рождающее электричество. И если он остановится, то и жизнь застынет: погаснет свет, встанут производства, отключится Интернет…


Экспозиция музея включает в себя два зала. Первый посвящен истории развития энергетики с конца 19 века не только на Дальнем Востоке, но и в мире. Здесь хранится один из артефактов прошлого – фрагмент деревянного водовода, который с середины 30-х годов подавал воду на Комсомольскую ТЭЦ-2. В то время был большой дефицит металла, и трубы создавали по типу бочек, из хвойных пород дерева. У наших современников это настолько не укладывалось в голове, что поначалу находку было сложно идентифицировать. Помогли архивные фотографии с испытаниями теплопровода аналогичной конструкции на московской городской электростанции.


Еще один интересный экспонат – 5-килограммовый чугунный телефон середины 20 века с энергопоезда №158, бывшего в составе Биробиджанской ТЭЦ. В условиях, где царила угольная пыль, нужен был максимально надежный аппарат. Таким он и был! Настолько прочным, что работает до сих пор. В музее его подключили, и проводят своего рода квесты для школьников. Немногие без подсказок понимают, как позвонить не по кнопочному, а дисковому телефону.
При этом во втором зале разместили фрагмент оборудования телефонной станции из прошлого, на котором наглядно видно, как она работала и какой шум стоял в помещениях, когда кто-то набирал номер.


Продолжая экскурсию по залам музея, вы увидите кованые гвозди, которыми скреплялись стены из бруса уже ушедшей в историю дизельной электростанции «Кенада», фарфоровые выключатели из прошлого века, эволюцию электрических проводов, кабелей связи и теплоизоляции труб… Многочисленные приборы и макеты, среди которых – полная реконструкция первой на Дальнем Востоке электростанции общего пользования, построенной Товариществом на паях Симеона Ванкова в 1906 году в Хабаровске. Она стояла у набережной, справа от появившейся позже лестницы, что сейчас ведет от гостиницы «Парус» к Амуру. В последние десятилетия в этом здании располагалась Дальневосточная студия кинохроники. По своему изначальному назначению станция проработала до середины 30-х годов, пока не появилась ТЭЦ-2, называвшаяся в то время ХЭС, или Хабаровская электрическая станция. Кстати, в музее хранится редкий стеклянный фотонегатив начала 1930-х, сохранивший момент строительства ХЭС. Что же касается причин закрытия Ванковской электростанции, одна из основных – роза ветров, из-за которой большую часть времени дым со станции летел в центр города, и это не нравилось горожанам.


В «историческом» зале можно узнать и о таком забытом явлении, как энергопоезда. В 30-50-х годах прошлого века на Дальнем Востоке не хватало мощностей, чтобы обеспечить электроэнергией промышленность, не говоря уже о населении. Особенно сложно было во время войны и послевоенные годы. В СССР был создан трест передвижных электростанций, который отправлял составы в места, где была нужна электроэнергия. Поезда тянули за собой вагоны-цеха: котельный, турбинный, трансформаторный и другие. Остановив поезд на путях у места назначения, от него перебрасывали линии электропередачи к поселку, городу или строящемуся заводу, обеспечивая его электричеством до тех пор, пока рядом не возводилась постоянная станция. После чего поезд уезжал на новое место.


Второй зал музея посвящен современности. Здесь можно увидеть первые сотовые телефоны, использовать которые можно было только с разрешения Госсвязьнадзора. «Потрогать» настоящую молнию, созданную коронным разрядом ЛЭП. Увидеть, как работает башня градирни на ТЭЦ (это та самая широкая «дымящаяся труба», в которой охлаждается используемая на предприятии вода). Поиграть в интерактивные игры и многое другое.


Музей интересен как детям, так и взрослым. И, несмотря на такую сложную тему, как энергетика, в простых и наглядных примерах показывает, как создавались те вещи, без которых мы не можем представить себе современный мир.



Музей Амурского моста ОАО РЖД, ДВЖД
В 2014 году удостоен премии «Лучший хранитель истории»
от администрации г. Хабаровска.
Адрес: ул. ВОХР, 1А
Как добраться: авт. 15, 16, 68 – ост. «Детский сад»
Время работы: суббота – с 10:00 до 17:00.
Понедельник – выходной.
Остальные дни – только для экскурсий по предварительной записи.
Стоимость: бесплатно
Инфо: +7914-547-23-47 (Виктор Михайлович)



С чего все начиналось?

Виктор Паршин, главный хранитель фондов и директор музея ДВЖД:

«У нашего музея две даты открытия. Первая совпадает с датой ввода в эксплуатацию нового моста. Подготовка к этому событию началась в 2008 году, за год до завершения его строительства. Было решено сохранить уникальную реликвию – последний фрагмент царского, «Алексеевского» моста, построенного еще в 1916 году. Нам нужно было подготовить для него площадку и установить туда всю конструкцию, включающую в себя саму ферму и расположенный на ней железнодорожный путь. Мы добавили вагоны 30-х годов, сделали красивую ограду, ретрофонари и к торжественному мероприятию по сдаче в эксплуатацию нового моста смогли презентовать наш мини-музей. Вторая дата – это уже официальное рождение музея. В 2010 году был подписан приказ об его учреждении, и мы начали собирать основную коллекцию, посвященную железнодорожным строителям и мостовикам. Наша задача не только показать, как развивалась эта отрасль как в мире в целом, так и на Дальнем Востоке, но и сохранить память о тех, кто внес в это дело значительный вклад».


Что посмотреть?

Конечно же, фрагмент моста, которому в этом октябре исполнится 103 года. Его строительство – это героический подвиг рабочих, сумевших на 16-18-метровой глубине заложить надежную основу для железной дороги. Чтобы добраться до дна реки, использовались так называемые кессоны. Это 700-тонные металлические конструкции, похожие на огромные банки из-под шпрот, у которых нет дна, а сверху вставлены 4 трубы. Две – для поднятия грунта, еще две – для перемещения рабочих. Кессоны были 60 метров длиной, 8 метров шириной и 6 – высотой. Чтобы установить опору, сначала на Амуре делался искусственный остров, на 2 метра выступающий над уровнем воды. На него сверху устанавливался кессон, в который забирались рабочие и начинали копать, чтобы кессон постепенно уходил вниз. Когда он спускался до середины своей высоты, на его крыше строили слой опоры моста. Рабочие продолжали копать дальше, погружая кессон все ниже. Когда над поверхностью воды оставалась только верхушка возведенной на кессоне опоры, то на ней снова строили следующий слой. Так, закапываясь все глубже, рабочие добрались до самого дна, на 18-метровую глубину Амура, и на 4 метра углубились в его скалистую основу. По окончанию работ, когда все покинули кессон, его под давлением залили бетоном, чтобы сделать конструкцию еще надежнее. Тяжелый и опасный труд землекопов-кессонщиков и инженеров, разработавших эту технологию, запечатлен в детальных макетах и фотографиях в самом музее.
Кстати, в коллекции есть альбомы чертежей первых железнодорожных вокзалов и станций от Владивостока до Хабаровска 1891-1897 г.г. А само здание музея – это точная реконструкция первого, еще деревянного вокзала, который работал в 1895 году на станции Вяземской.
Самые старые экспонаты музея – два ровесника родом из 1898 года: цистерна с уникальной системой ручного тормоза – чтобы его активировать, нужно было крутить специальную тормозную ручку, которая останавливала колеса. И мост, на котором она стоит - длиной 11,5 метров, он был проложен через реку Кордонка и передан музею, когда на том месте возвели новый.


Также в экспозиции музея можно увидеть макет паровоза Черепановых в натуральную величину и коллекцию дрезин на мускульном приводе: одна – для поездок руководства, вторая – для рабочих с возможностью цеплять тележку с инструментами и третья... велосипед, приспособленный для езды по рельсам! Его использовала железнодорожная полиция для охраны путей от злоумышленников и перемещения между станциями.


Музей постоянно развивается, пополняясь новыми экспонатами. Последний оставшийся механический уборщик вокзальных территорий. Броня от одного из четырех бронепоездов, появившихся на Дальнем Востоке после военных действий на Даманском, под которой могли укрыться 9 десантников. Старинные противопожарные системы. Паровозы, для работы которых требовалось 18 тонн угля и 24 тонны воды.
Скоро здесь появится экспозиция, рассказывающая об уникальном проекте перешивки железнодорожной колеи на Сахалине. Она будет включать в себя не две, а три рельсы для более комфортного перехода с японской узкоколейки на современные российские стандарты. Каждый раз, приходя в Музей Амурского моста, вы будете видеть что-то новое, и узнавать больше об истории железной дороги.



Текст – Лариса Осколкова
Фото – Евгений Рожков

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Виктор Паршин, Ольга Божедомова, Герман Новомодный