http://basdv.ru/

Трудоустройство – тема актуальная, пожалуй, для каждого. Говорят, все перемены - к лучшему, да и работу полезно менять раз в 7 лет. Но сколько бы собеседований ни было за плечами, всякий раз перед ответственным шагом стоишь, как перед бездной. С чего начинать: писать резюме, шпионить за резюме конкурентов или изучать рынок труда? «Прежде всего – успокоиться», - считает Александр Симонцев, директор по развитию кадрового агентства «Калибр». Рынок труда потому и рынок, что на любой товар найдется купец.


Мы знакомы давненько. Работая в одной редакции, сидели рядом, поэтому можем считать себя соседями по парте. Сейчас могу позволить себе называть этого серьезного специалиста на «ТЫ». Саша удивительный рассказчик, подкован в литературе, философии, психологии, менеджменте. Уместно цитирует великих. Мне давно хотелось спросить: «Да как в твоей голове умещается столько, казалось бы, несовместимых знаний?!». Все вопросы отпали, когда узнала, что Саша был и военнослужащим, и бизнесменом, и заведующим детским садом. Больше 20 лет проработал в сфере продаж. Организовывал собственный бизнес. Долгое время жил и работал в Москве. На Дальнем Востоке с 2010 года. Он известный в Хабаровске блогер и тренер.


«Сейчас работу не найти», - недавно сказала моя подруга. При этом она побывала на нескольких собеседованиях и даже наметила для себя пару перспективных вариантов. Скажи, как специалист, рынок трудоустройства в Хабаровске жив или скорее нет?


Рынок трудоустройства жив всегда, правда, в разной степени. Активнее всего ищут работу в сентябре-октябре и феврале-марте. Если первый период связан с ожиданиями премий к окончанию года, то второй – летнего отпуска. Не хочется людям при смене работы терять ни деньги, ни заслуженный отдых. Бытует мнение: после лета искать работу лучше. По моим наблюдениям, лето действительно мертвый сезон, в отпусках находятся и руководители, и сотрудники. Конечно, и в июне, и в августе устроиться на работу можно, только происходит это не так часто.


Все мы знаем, что работу можно искать в центре занятости или по объявлению. А чем тогда занимаются кадровые агентства, что это за структуры?


Есть центры занятости, есть кадровые агентства, есть рекрутинговые агентства. Их специфику многие еще не до конца понимают. По сути, это посредники между соискателем и работодателем. Только одни специализируются на подборе персонала, получая гонорар от компаний-работодателей. А другие, наоборот, выступают агентами для соискателей. В этом случае услуги агентства оплачивает уже сам соискатель.


В Хабаровске наберется с десяток таких структур и только 2-3 из них ведут активную деятельность. Вообще, такое начинание как кадровое агентство - не самое прибыльное дело. Чаще это лишь побочный бизнес, который становится подспорьем основному, более доходному предприятию.



Зачем же тогда такой бизнес?


Скорее из интереса. Я сам в прошлом продажник и агентство открывал для помощи компаниям в подборе именно продажников. Этот контингент соискателей сложный, но одновременно интересный. Человек, умеющий грамотно преподнести товар или услугу, может очень красиво презентовать себя рядовому кадровику, и будет моментально трудоустроен. Но, как показывает практика, за красивыми словами нередко прячется профессиональная несостоятельность. При подборе таких специалистов нужно обладать более высокой компетенцией.


Когда я работал в Москве, мне казалось, что Дальний Восток – это поставщик качественных профессиональных кадров. Оказалось, что казалось. Перебравшись в Хабаровск, понял, что здесь качественный человеческий ресурс необходимо формировать. Неожиданно для себя мы стали тренинговым центром. Перестав заниматься только «сводничеством» работодателя и работника, мы уже стали помогать настроить действие. Мы ставим план адаптации новичков, систему обучения уже действующих специалистов. И теперь основной доход предприятия - все-таки тренинги, они дают 80% прибыли.


Ты сейчас затронул вопрос компетенции кадровиков. А с чем еще не совладать рядовым сотрудникам отделов кадров?


Возьмем проведение собеседования с претендентом на руководящую должность. Если это специалист ТОП-уровня, с требованием высокого дохода и опытом работы в федеральной компании – надо понимать, что и «корона» у него будет нереальная. Простому кадровику такие собеседования не «по зубам». А мне в этом случае помогает личный опыт работы в федеральных компаниях и на более высоких должностях. Давай дальше по порядку. Все мы люди взрослые, резюме писать если не умеем, то научимся, на собеседованиях не пропадем. Кому и зачем все-таки требуются агенты-посредники?


Я заметил такую особенность: хороший специалист испытывает большие трудности с трудоустройством. Он может очень плохо проявить себя на собеседовании, например, замкнуться. Часто людям требуется помощь в подготовке самопрезентации, в раскрытии собственного потенциала. Даже составить резюме – порой большая проблема. И тут наша задача «выудить» из человека все, что надо, не делая поспешных выводов.


Часто соискатели сами до конца не понимают, чего хотят. Приходит человек на вакансию руководителя, а, поговорив с ним, понимаем – перед нами идеальный бизнес-тренер. Одна девушка зашла в кабинет и с порога заявила: «Продажником работать не буду!». Обсудили, оказалось, виноваты стереотипы. По всем параметрам – она просто находка в этой нежеланной сфере. Тогда мы с ее будущим работодателем пошли на хитрость: при устройстве в компанию название должности немного подкорректировали, но функционал сотрудника отдела продаж так и остался. И что вы думаете? И специалист счастлив, и работодатель.


Не кажется ли, что это рискованное решение?


Отнюдь: ведь задача выполнена, и все стороны в плюсе. К тому же, мы отслеживаем новых сотрудников в период адаптации. Наблюдаем, помогаем, если это требуется. Мы должны быть уверены, что человек задержится и будет счастлив, иначе грош нам цена.


Часто соискатель чувствует себя ущербным:
ему кажется, что компания может себе позволить выбирать,
а он - нет… Как считаешь, это действительно так?


Нет: «продавать» приходится не только работника предприятию, но и предприятие работнику. 80% времени на собеседовании мы, конечно, посвящаем кандидату, выявлению его сильных и слабых сторон, его мотивации и желаний. Но 20% отводится на презентацию компании. Человек тоже вправе выбирать, кем и где работать. Соискатель должен видеть свои выгоды от трудоустройства и понимать дальнейшие перспективы. Большое заблуждение кадровых служб, что специалист в безвыходной ситуации и пойдет только на зарплату. Еще одно заблуждение, что можно выбирать работника без оглядки на реальные ожидания человека. Данность такова: если новый работник не видит ценности компании и перспектив развития собственного потенциала – он уже через неделю уходит искать новую работу.


А что до зарплаты? Кажется, поставь ценник вакантной должности выше и только успевай проводить собеседования.


Начиная один из своих прежних бизнесов, я хорошенечко наступил на эти грабли. Думал, что специалист пойдет за зарплатой, поэтому регулярно повышал оплату труда сотрудникам. А когда случился кризис и повышения прекратились, сотрудники мои один за другим стали покидать предприятие. Для меня это был хороший урок. Деньги как таковые не мотивируют - они должны служить поощрением. Человек повысил квалификацию, прошел курсы, обучился чему-то новому – тогда закономерно получает надбавку к зарплате. У него уже есть стимул развиваться.


Выше ты произнес - «корона».
Могу предположить, речь идет о заоблачных требованиях?
Насколько адекватны или неадекватны бывают ожидания соискателей?


Классические ожидания специалистов среднего звена – достойная зарплата (не ниже среднего), наличие полиса ДМС (прим. ред. – добровольное медицинское страхование), социальные гарантии, нормированный рабочий день, плановый отпуск. Соискатели предпочитают, чтобы офис находился либо в центре города, либо в шаговой доступности. Все эти составляющие делают жизнь работника спокойнее и комфортнее, сулят уверенность в завтрашнем дне. А вот ТОП-персонал на такие мелочи не заморачивается, все компенсируется высокой зарплатой.

Людей портит работа в крупных федеральных компаниях. Был у человека служебный автомобиль с личным водителем, абонемент в тренажерный зал, бесплатное питание и прочие бонусы. С увольнением всего этого не стало и при новом трудоустройстве работник ищет место, где все это ему дадут. Порой требования бывают совсем неадекватными, поэтому резюме уходит в резерв и там остается надолго. Тут поможет только время: через три месяца взгляд на жизнь и на работу становится более реальным. Даже самая большая «корона» исчезает через полгода. Уже и служебный автомобиль не так нужен, и обед бесплатный не обязателен. Любой соискатель должен адекватно оценивать свое место на рынке труда, не переоценивать себя, но и не занижать своих достоинств.


У работодателей, вероятно, тоже иногда «вырастает» корона?


А как же, обязательно! У крупных бизнесменов бывает, возникает потребность побить себя кулаком в грудь со словами: «Я всего добился сам и знаю, как строить бизнес!».

Работодатели, как и все люди, порой мыслят стереотипами. В разрезе трудоустройства самые распространенные сводятся к возрастному цензу. Один, например, ищет специалиста от 32 до 35 лет, аргументируя нежеланием работать с человеком старше себя. Другой, наоборот, подбирает сотрудников от 45 лет и только мужчин.


Стереотипов миллион, и все они стары, как мир. Если молодая женщина – значит, либо в декрет уйдет, либо будет постоянно сидеть на больничных с детьми. Если возрастной сотрудник, значит вялый и безынициативный. Это все только мешает, каждого соискателя на должность нужно смотреть индивидуально. Бывают такие самородки! Казалось бы, только-только с институтской скамьи, опыта нет, зато понимание процесса уже есть и рвения на десятерых хватит. Мы никого из наших заказчиков не обманываем и подлогов не устраиваем, просто иногда предлагаем мыслить шире.


Как-то был запрос найти продажника, чтобы по знаку зодиака был «Весы». И знаете, как мне это требование аргументировал заказчик? «Потому что я «Лев». Нет вопросов, честно искали Весы. Но в итоге работу получил Стрелец. Он объективно в работе был лучше всех остальных знаков Зодиака.


Ты часто рассказываешь на своей странице в сети курьезные случаи из практики под рубрикой «Кандидатское». Чинно, обезличенно и очень забавно про поведение соискателей. Есть ли определенные «можно» и «нельзя» на собеседовании?


Нельзя врать или утаивать информацию. Обман всплывет. Мы проверяем соискателей, даже новомодная программа для смартфона может выдать, чем занимался человек раньше. Просто по тому, как его записывали другие абоненты. Например «Сергей – слесарь» или «Сергей – вывоз мусора». А уж если подбирается специалист руководящего звена, проверка идет более серьезная. Состоял, привлекался, был ли замечен.


Не опаздывать. Опоздать или не прийти на собеседование в назначенное время едва ли будет плюсом соискателю. Тем более, если человек претендует на руководящую должность. Как он будет управлять коллективом, если своим собственным временем управлять не может?! На днях был случай: девушка не явилась на собеседование, не предупредила, не отвечала на звонки. Перезвонила лишь спустя три-четыре часа. Как я могу порекомендовать такого сотрудника работодателю?


Не соблазнять кадровика. Декольте поглубже, юбка покороче – этим приемом порой пользуются соискательницы. Интересно, на какие профессиональные достижения они рассчитывают? Такой внешний вид на собеседовании нужного впечатления не произведет. Фотографии без цензуры. Мы общаемся с кандидатами по WhatsApp и, бывает, на аватарке стоят очень откровенные снимки соискательниц. Немногим лучше и фотографии в резюме. Отказ в таких случаях закономерен. На фото в резюме вы должны выглядеть как на интервью в компании мечты.


Достаточно жестко, но, на мой взгляд, оправдано.
Не удивлюсь, если ты скажешь, что есть еще и «черный список» недобросовестных соискателей?


Список недобросовестных соискателей существует. У нас не так все жестко, как в банковской среде, но все же. Многие специалисты, завязанные на кадрах, в нашем городе лично друг друга знают. Мы общаемся, уточняем информацию по разным кандидатам. У меня недавно был случай: звонит коллега и расспрашивает про кандидатку на должность, которая указала меня в качестве рецензента. Очень удивился, ведь эту девушку в глаза не видел, и имя ее мне ни о чем не говорит. Выводы сделали оба.


Как удается соблюсти объективность,
все-таки человеческий фактор - штука непредсказуемая?


Мы выступаем в роли заказчика и проводим собеседование на своей территории. Нас двое, а то и трое. Периодически подключаем к собеседованиям психолога. После мы обязательно делимся впечатлениями, ведь часто о людях складывается неоднозначное мнение.


В разговоре часто слышу военный сленг.
Используешь армейские технологии?


Да-да, это мой секретный инструмент. Армия многому меня научила. Не все, конечно, приемлемо в гражданской жизни. Но стоит признать: в Российской армии пусть более жесткая, но вполне успешная система в плане вербовки и достижения результата. Она хоть и спорная, но эффективная. Но жизнеспособна эта система только в России, за границей ее не поймут (смеется).



Елена Чагина

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Трудоустройство – тема актуальная, пожалуй, для каждого. Говорят, все перемены - к лучшему, да и работу полезно менять раз в 7 лет.