http://basdv.ru/

Целебная сила сказки

«Слово может спасти...» – сказал поэт. Психологи с ним солидарны: «Не только спасти, но и избавить от психологических проблем, и изменить судьбу!»
Однако на такое способно далеко не каждое слово, а только волшебное, пришедшее из сказок. На этом и построена сказкотерапия – в прямом смысле слова чудесная и эффективная психологическая методика.
О целительной силе сказок «Образу Жизни» рассказала психолог, гештальт-терапевт Екатерина Любачевская.


Теории Юнга

С древности сказки, будучи носителями морали и нравственности, воспитывали, предупреждали об опасностях и учили детей жизни. Например, когда родитель вместо того, чтобы отругать ребенка, рассказывал поучительную историю. Тысячелетиями у всех народов сказки использовались для передачи опыта поколений и формирования определенной картины мира.

Однако как самостоятельный метод психотерапии сказкотерапия появилась относительно недавно. Считается, что первым, кто обратил свой взгляд к сказкам, был психоаналитик Карл Юнг и его последователи. Они видели в сказочных сюжетах отражение душевных конфликтов людей, которые могут не осознаваться или даже отрицаться.

Когда эти внутренние противоречия выходят наружу и человек их осознает, то, как правило, начинает видеть и выход из тех обстоятельств, в которых находится.

Сегодня сказкотерапия, или лечение сказками – один из самых удивительных методов арт-терапии. Благодаря работе со сказками можно успешно найти решение своих проблем и выход из жизненных трудностей. Причем воздействовать сказочные истории могут на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых. Только для детей обычно выбираются максимально понятные и простые сказки. Кроме того, в зависимости от возраста может варьироваться продолжительность сказки: слишком длинные будут сложны для восприятия малышей.

Для психотерапии взрослых используются рассказы с более глубоким смыслом, которые содержат различные символы и метафоры. Нередко работа с взрослыми происходит в групповой форме с проигрыванием историй и сказок.

Лекарство от страха

Смешные или поучительные истории, которые используются или рождаются в работе сказкотерапевта, решают несколько задач.

Во-первых, происходит передача опыта и социализация. Для этого обычно используются былины, притчи, фольклорные сказки и предания.

Во-вторых, благодаря придумыванию и обсуждению сказок развиваются воображение и аналитическое мышление.

В-третьих, сказки могут использоваться как некий способ «программирования». При прослушивании сказки человек бессознательно встраивает ее в свой жизненный сценарий. Именно поэтому в своей работе особое внимание сказкотерапевты уделяют любимым историям и сказаниям своих клиентов. Анализируя их содержание, можно понять многое о жизненной истории и опыте человека.

Часто сказки используются для психокоррекции страхов, проблем в поведении или для помощи в понимании того, как устроен мир и по каким законам он живет. Сказка может научить ценить дружбу, близких людей, помочь сформировать или исправить характер или развить отдельные его черты (сострадание, справедливость, ответственность). Сказка помогает и в коррекции недостатков – агрессивности, жадности и пр. Кроме того, она учит строить отношения с окружающими и принимать решения.

Самые распространенные способы работы со сказками – обсуждение уже готовых историй, написание собственной сказки клиентом, разыгрывание (отыгрывание) сказки (например, при помощи кукол).

Сказочные роли

Мир образов сказок очень разнообразен, какие только герои в нем не встречаются. Но, как показывает практика, чаще всего люди – как неосознанно, так и сознательно, в процессе работы со сказкотерапевтом примеряют на себя следующие роли.

Иван-царевич (и другие похожие герои) – некий идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже совершаемые им ошибки в итоге приводят к более высоким целям, чем те, что были поставлены изначально. Герой показывает, что ничего не делается без труда, риск оправдан, и для достижения своих целей необходимо иногда измениться самому.

Человек, который выбирает для себя роль Ивана-царевича, подсознательно готовится к испытаниям и убежден, что путь к звездам может лежать только через тернии. В результате он неосознанно выбирает самый сложный способ выполнения задачи, отметая более простые. Как правило, Иван-царевич склонен идеализировать (и демонизировать) людей и обстоятельства, он категоричен и не признает полумер.

Животное (Конёк-Горбунок, волк, кот, жар-птица) или магический предмет (ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец) – это образы помощников героя. Они помогают ему, дают полезные советы, но сами в активных действиях не участвуют.

Человек, который выбирает для себя роль помощника, подсознательно убежден, что обладает многими знаниями, навыками и умениями (что вполне может соответствовать действительности). Но тем не менее осознанно или бессознательно он предпочитает находиться в тени своего окружения. Такие люди могут быть как стеснительными альтруистами, так и искусными манипуляторами (серыми кардиналами) – умельцами плести интриги. Иногда обе эти роли «умещаются» в одном человеке.

Баба-яга – противоречивый персонаж, символ и мудрости, и коварства. Ей известны все тайны, однако, чтобы добиться ее благосклонности, необходимо проявить уважение и почтение.

Человек, который выбирает для себя роль Бабы-яги, не менее неоднозначен, чем сам образ. Как правило, он, как и Баба-яга, требует признания своих заслуг и способен его добиваться. Если же не достигает этой цели, то способен проявлять худшие качества характера, становясь обидчивым и мстительным. «Бабы-яги» обычно обладают повышенным чувством справедливости. Кроме того, им присуще бескорыстное желание делиться знаниями и жизненным опытом. Многие из тех, кто выбирает эту роль, могут быть отличными педагогами, способными увлечь и найти грамотный подход к любому из воспитанников.

Кощей Бессмертный – это образ бунта. Он отрицает все общепринятые нормы. Победить его – непростая задача, так же как и утихомирить разрушительные силы в себе.

Человек, который выбирает для себя роль Кощея Бессмертного, либо очень юн и склонен к бунтарским настроениям в силу возраста. Либо обладает деструктивным складом характера («мышление преступника»). Либо очень недоволен тем, как складываются обстоятельства в его жизни. При этом он ощущает свое бессилие и невозможность что-либо изменить, как результат – гнев и тяга к разрушению.

Как правило, после того, как в жизни «Кощея» все же наступают благоприятные перемены, он выбирает для себя другой образ.

Сказочная красавица (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Аленушка) – образ лучших женских качеств: доброты, верности, жертвенности, честности.

Человек, который выбирает для себя роль сказочной красавицы (как ни странно, это не обязательно девушка) – нерешителен, склонен к сомнениям, зависим от мнения окружающих и, как правило, не действует сам, а ждет. Удачных обстоятельств, сказочного принца, который решит все проблемы... Так как такое происходит редко, поэтому красавица разочаровывается в жизни и становится ворчливой, недовольной, а иногда и завистливой.

Второстепенные отрицательные герои (злая мачеха и так далее) – обычно изворотливые, хитрые, неприятные. Как правило, в сказках они несут заслуженное наказание.

Человек, который выбирает для себя роль отрицательного героя, как правило, подсознательно считает, что недостоин лучшего. Он чувствует свою вину (которой может и не быть на самом деле) и считает, что должен быть наказан. Часто это сопровождается низкой самооценкой и мнительностью.

Но какой бы ни была роль, она всегда может измениться, а жизненный сценарий – переписаться на более благоприятный. Главное – осознать его, и это уже первый шаг к победе над собой. А сказкотерапия в этом – хорошее подспорье.

Записала Юлия Михалева

«Я сказкой болен...»

А вы знаете, что именами сказочных героев назван целый ряд заболеваний психики? Перед вами – некоторые из них!

Синдром Мюнхгаузена

Барон Мюнхгаузен – персонаж цикла книг Рудольфа Распе «Приключения Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен известен тягой к неправдоподобным, приукрашенным рассказам. Его прототипом стал реальный человек – немецкий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, большой любитель историй.

Синдром Мюнхгаузена – это навязчивое желание лечиться от любых, в том числе и несуществующих болезней. Для того чтобы привлечь к себе внимание медицинского персонала, а лучше – сразу попасть в больницу, люди, страдающие этим недугом, нередко калечат себя сами. А еще они обманывают врачей, причем делают это настолько виртуозно, что позавидовал бы сам барон Мюнхгаузен. Заболевание встречается довольно редко и лечению поддается слабо.

Синдром Алисы в Стране чудес

Алиса – персонаж сказок Льюиса Кэрролла, написанных во второй половине XIX века. Алису отличают вежливость, отзывчивость, любознательность, а также желание укрыться от реальности в мире иллюзий. Прототип – маленькая англичанка Алиса Лидделл.

Синдром Алисы в Стране чудес – неврологическое расстройство, при котором искажается восприятие реальности: маленькие предметы кажутся большими (макропсия) или большие – маленькими (микропсия). Кроме того, возникают сложности с определением расстояния до предметов.

Как правило, этим синдромом страдают дети от 5 до 13 лет, у взрослых он встречается реже. Чаще всего он возникает внезапно и исчезает сам по себе, также поддается лечению лекарствами.

Официальное название расстройства – синдром деперсонализации-дереализации. Синдром внесен в мировой классификатор заболеваний.

Синдром Пиноккио

Пиноккио, деревянный мальчик-игрушка – персонаж Карло Коллоди из сказки «Приключения Пиноккио». Его российский аналог – Буратино – был создан писателем Алексеем Толстым в сказке «Золотой ключик». Пиноккио отличается сомнениями – настоящий ли он и имеет ли право считать себя живым мальчиком?

Синдром Пиноккио – это страх быть высмеянным (еще его называют «гелотофобия»).

Человек, страдающий этим синдромом, крайне зависим от мнения окружающих и зачастую буквально не способен и шагу ступить без их одобрения. А порицание становится источником серьезнейших переживаний вплоть до нервного срыва. Сеансы психотерапии успешно избавляют от синдрома Пиноккио.

В мировом классификаторе болезней синдром не описан.

Синдром Золушки

Золушка – главная героиня одноименной сказки Шарля Перро. Знаменита тем, что, благодаря помощи посторонних, в одночасье превратилась из незаметной «серой мышки» в принцессу.

Синдром Золушки – это чрезмерные ожидания от мира и окружающих («мне все должны») и нежелание предпринимать какие-либо шаги, чтобы что-то изменить («придет фея и взмахнет волшебной палочкой»). Так как ожидания людей с синдромом Золушки оправдываются крайне редко, они склонны впадать в глубочайшую депрессию.

В мировом классификаторе болезней синдром не описан.

Синдром Спящей красавицы

Спящая красавица – главная героиня одноименной сказки Шарля Перро. Известна тем, что всю жизнь проспала и очнулась только благодаря удачному стечению обстоятельств.

Синдром Спящей красавицы (или синдром Клейне–Левина) – это постоянное желание спать. Причина – желание убежать от реальности, в которой что-то тревожит или огорчает, а для борьбы не хватает душевных сил.

Синдром Спящей красавицы – очень редкое явление, требующее лечения под контролем психотерапевта. Это официально признанное расстройство.

Синдром Питера Пэна

Питер Пэн – герой одноименной сказочной повести Джеймса Барри. Прототип – опекаемый ребенок писателя Джеймс Бойз. Питер Пэн – вечный мальчик, который никогда не повзрослеет.

Синдром Питера Пэна – это инфантилизм, нежелание психологически взрослеть. Такие люди в душе всегда остаются детьми. Как правило, они не способны испытывать глубокие чувства и нести ответственность за свои поступки. Серьезных отношений «Питеры Пэны» избегают. Работа с психотерапевтом обычно помогает «Питерам Пэнам» повзрослеть.

В мировом классификаторе болезней синдром не описан.

Синдром Синей Бороды

Синяя Борода – персонаж сказки Шарля Перро. Известен тем, что убивал своих жен. Прототипом стал французский барон Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Ре, казненный в 1440 году за совершение серийных убийств (до 200) детей и женщин.

Синдром Синей Бороды – самый опасный из «сказочных» синдромов, ведь человек, им страдающий, способен даже лишить жизни своих близких. Это расстройство, при котором мужчина имеет патологическую и не всегда осознанную неприязнь к женщинам, испытывает желание причинять им вред. Страдают им только мужчины. Часто синдром Синей Бороды сопровождается шизофренией или психозом.

Люди с синдромом Синей Бороды нуждаются в лечении и последующем наблюдении у психиатра.


Рост - мера успеха?

Старший, младший, средний…

Имена не как у всех

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.