http://basdv.ru/

У сказочного истока

Колобок, Серый Волк, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч – все эти персонажи с нами с самого детства. Истории их приключений несут глубокую мораль. И редко кто задумывается о том, откуда они появились и какой посыл несли изначально. В самый волшебный месяц года «Образ Жизни» решил выяснить, какие же корни у русских сказок.


РЕАЛИСТИЧНЫЙ ЗМЕЙ

«Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят…»

Историей о страшном трехглавом чудище пугали детей еще далекие предки русичей. То же самое делали их современники, жившие на территории будущей Европы, только они называли монстра драконом. Однако в обоих случаях речь шла о гигантском, покрытом чешуей ящере, способном летать и изрыгать огонь. Историки предполагают, что первичный образ «змея» позаимствован из окружающей среды. Прототип списан с одного из вымерших видов крупных ящериц, а многие пугающие качества сильно преувеличены.

В пользу этого аргумента говорят и сохранившиеся рассказы очевидцев, в разные века видевших «драконов». Как правило, такие встречи случались в пустынной или песчаной местности, изобилующей разными видами ящериц.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сознание людей не наделило образ «змея» особыми мистическими свойствами. Горыныч – безжалостный, коварный и невероятно сильный монстр, порождение сил зла. В то же время он не отличается интеллектом. Однако ему всегда противостоит богатырь, объединивший в себе силу, отвагу, ум и доброту. Он может совладать со злом либо хитростью, либо силой.

БЕС СМЕРТНЫЙ

«На море на океане есть остров,
на том острове дуб стоит, под
дубом сундук зарыт, в сундуке –
заяц, в зайце – утка, в утке –
яйцо, в яйце – смерть Кощеева…»

Сказка о злом колдуне Кощее появилась в далекие языческие времена. Кем же был этот пугающий старик? Само слово «кощей» (в первых вариантах сказки – «кош») когда-то обозначало «сухой», «тощий». А определение бессмертный состояло из двух слов и буквально значило «бес смертный». Истории с таким героем говорят, что смертного беса можно победить.

В сказках Кощей «чахнет над златом», создавая образ корысти, алчности и жадности. О связи с потусторонним миром говорит местоположение зловещего царства, которое находится очень далеко, на мрачном, далеком краю света. Это не что иное, как преисподняя. Кощей силен, хитер, однако противопоставляющиеся его порокам отвага, бескорыстие, доброта и щедрость в состоянии «изгнать беса».

МУДРАЯ МАТЬ

Бабе-яге, одной из самых первых образов сказок, столько же лет, сколько славянам. Не всегда эта бабушка является однозначным злом. Яга – ведьма, в переводе с древнеславянского «ведающая мать». Она родоначальница кланов, целительница и знахарка. Ей подвластны силы природы, растительный мир и животный. Эта сказочная женщина воспринимается как символ мудрости и тайн жизни, для обладания которыми требовалось пройти посвящение и доказать, что искатель достоин древних знаний. Так с давних времен по наши дни всевозможные «Иванушки» преодолевают по заданию яги разные препятствия.

В дальнейшем Бабу-ягу причислили к миру духов: это символизируют ее костяная нога, а также лесная избушка, украшенная человеческими костями и черепами. Более поздние славяне не только по-прежнему считали ягу мощной ведьмой, но уже приписывали ей и злые черты. Ведь тех, кто не прошел испытание, бабушка приносила в жертву.

Однако в целом Баба-яга справедлива. Ведь чаще всего, выполнив ее поручения, герой получал достойное вознаграждение, которое помогало его главной миссии.

И ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ, И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ

«Я по коробу скребен, по сусеку метен, на сметане мешон да в масле пряжон…»

Казалось бы, какие могут быть глубокие корни у простой и наивной сказки о круглом незадачливом искателе приключений? Однако история Колобка является одной из легенд, имеющих глубокие и неоднозначные корни.

Как и большинство народных сказок, «Колобок» появился в языческие времена, когда в него вкладывался более глубокий смысл. Само слово «коло» означало у древних славян «круговорот». Персонаж Колобок символизировал солнце, весь сотворенный мир. Дед и баба напрямую связаны с главными языческими богами: кузнец и создатель земли Сварог и покровительница всего живого, любви и брака Лада. «Замешанное» ими Солнце «покатилось», начав свой круг на небосклоне, и преодолело четыре временных отрезка (в сказке это четыре встречи в пути) прежде, чем погаснуть. Но помимо движения по небу, символизирующего ход времени, встречи в пути имеют и другую символику. Заяц, как воплощение скорости и суеты, не смог причинить вреда Солнцу, то есть самой жизни. Волк – это храбрость и напор, которые не обидели Колобка. От грубой силы в лице медведя тоже получилось уйти. Зато встреча с лисой, воплощением обмана и коварства, оказалась смертельной.

ВОЛК-ПОБЕДОНОСЕЦ

«Садись на меня, на Серого Волка, и скажи, куда тебя везти и зачем…»

Волк – герой сказок всего мира с тех самых времен, когда люди еще жили в пещерах. На их стенах ученые находили изображения, напоминающие это животное.

Происхождение образа, как и в случае со Змеем Горынычем, взято из реального мира. Стаи хищников на протяжении тысячелетий были смертельной опасностью для незащищенных человеческих поселений. Волк у древних славян – персонаж неоднозначный. Он хищник, убийца, охотник, но в то же время символ смелости и доблести. Мохнатый зверь справедлив, часто помогает герою и делом, и советами.

Как ни удивительно, но славянские языческие сказители после прихода христианства связали образ волка с… ранним великомучеником Георгием Победоносцем, «Егорием Псоглавым». Его до сих пор часто изображают с головой волка-собаки, отсюда и прозвище.

У язычников считалось, что он сразился с огненным змеем, у христиан – что погиб за христианство.

Юлия Михалева

Благодарим за помощь в создании материала ученого секретаря Приамурского географического общества Александра Филонова


Мифы о росте

Даешь детей! А сколько?

Имена не как у всех

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.