Учить учиться! Монтессори-школа за самостоятельность ребенка



Есть мнение, что общеобразовательная школа готовит детей к… позавчерашнему дню! Родители, семья, исходя из текущих реалий, – к сегодняшнему. А кто же готовит детей к завтра? И как в ситуации столь меняющегося мира можно подготовиться к тому, что будет?
На эти вопросы не просто существуют ответы, а есть уже проверенная во всем мире методика Марии Монтессори. Данная методика способна взрастить ребенка, который сам сумеет сориентироваться в реалиях текущего момента и остаться эффективным в ситуации переменчивого мира. Как это возможно? Об этом беседуем с Еленой ДЕМЕНТЬЕВОЙ, руководителем Центра поддержки семейного образования «Крылья».



Елена Викторовна, как возможно подготовить ребенка к завтрашнему дню в ситуации, когда информация в учебниках устаревает
к моменту их выхода из печати?



Традиционная школа ставит акцент на предметные навыки. Важно усвоить определенные знания по конкретным предметам, получить необходимые умения. С точки зрения подхода метода Марии Монтессори, который особенно актуален в век постоянно обновляющейся информации, чтобы удержаться на плаву, человеку важны универсальные навыки. Например: самоорганизация, инициатива, критическое мышление, адаптивность и гибкость, оценка и анализ информации, работа с причинно-следственными связями. А чтобы еще при этом быть успешным, стоит обратить внимание на развитие субъектных навыков: умение выстраивать и реализовывать свои намерения, выбирать и принимать решения, превращать проблему в задачу и искать пути ее решения, а также проявлять волевые усилия и доводить свои действия до результата.

Мы понимаем, что миссия педагога – научить ребенка учиться самостоятельно. Это именно тот навык, который пригодится в течение всей жизни.


Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, основательница уникальной педагогической системы, которая базируется на развитии личности. В основе системы лежит принцип «Помоги мне сделать это самому». Следуя за природными интересами ребенка, создавая для него «подготовленную развивающую среду», можно достичь хороших результатов в обучении, взрастить самостоятельность, поддержать исследовательский интерес растущего человека.
Сегодня метод Марии Монтессори используется во многих государственных и частных школах по всему миру. Действует и Международная Монтессори-ассоциация.



Но как это сделать? Как научить учиться самостоятельно?


Прежде всего, следуя за интересом ребенком и создавая благоприятную развивающую среду. Да, мы учим читать и писать, но не на «оценку». Идем другим путем: создаем условия для того, чтобы было интересно читать не для родителей и учителя, а для самого себя.


В Монтессори-школе нет уроков, звонков, нет учебников в привычном понимании этого слова. Дети занимаются с 9 утра до трех часов дня. Сами выбирают школьный предмет, определяют продолжительность занятия. Есть желание узнать больше о деревьях? Прекрасно! Составляем индивидуальный маршрут обучения для ребенка. Следуем за его интересом, а параллельно осваиваем географию, картографию, математику, риторику… Ведь одна из задач, например, узнать сколько деревьев находится в конкретной местности, как это можно посчитать? Выясняем. В итоге ребенок готовит собственное исследование, результаты которого презентует другим детям.


Наши «учебники» – это дидактические материалы, соответствующие федеральным госстандартам. Через взаимодействие с такими материалами ребенок приходит к собственным открытиям! Например, «Золотой банк» - материал, в котором на одном стрежне 10 золотых бусин – это один десяток. Десять стержней с бусинами – это квадрат, в котором 100 бусин, а сто стержней – собираются в куб из 1000 бусин. И когда ребенок, у которого доминирует образное, а не абстрактное мышление, при решении задач может потрогать этот десяток, несколько десятков и т.д., это знание с ним останется на всю жизнь. По такой программе возможно изучение долей, дробей не в пятом классе, а в дошкольном возрасте. Точно так же работаем, например, с материалом, который представляет из себя несколько красных кругов. Один целый, остальные поделённые на части до 1/10. Ребенок берет доли, складывает их друг на друга и наглядно видит, что больше, например, 1/2 или 1/5.


Задача учителя при таком подходе – стать гидом в увлекательный мир знаний и открытий. При этом в индивидуальном маршруте ребенка, помимо заинтересовавшей его темы, прописан обязательный минимум: сколько часов в неделю необходимо уделить русскому языку, математике, окружающему миру. Ребенок волен выбирать время и дни обязательных занятий, самостоятельно расставлять приоритеты.


Как-то в нашей школе произошла очень показательная история. Педагоги готовили урок на открытом воздухе в дендрарии по теме «птицы». Собирались с детьми слушать, рассматривать, рисовать пернатых. Но попав в дендрарий, неожиданно нашли огромное количество улиток, которые заинтересовали детей. Педагоги сориентировались на месте и перестроили свой урок так, чтобы дети смогли лучше познакомиться с моллюсками. Ребята стали переживать, что улиток смогут затоптать прохожие, соорудили указатели и предупредительные знаки. А по возвращении в школу еще в течение месяца проводили свои исследования и готовили доклады по этой теме.



Чем отличается метод Марии Монтессори?

• Учащиеся самостоятельно выбирают занятия из имеющихся вариантов.
• Свободно передвигаются по классу.
• Вместо учебников используют авторские дидактические материалы.
• «Обучение через открытие»: учащиеся изучают новые понятие через работу с материалом, а не из объяснений учителя.
• Разновозрастные группы: в одном классе могут заниматься ученики, например, от 6 до 9 лет или от 9 до 12.



Монтессори-метод действительно увлекает…
Но как же аттестация детей?


Естественно, существуют государственные стандарты, которым мы соответствуем. Дети проходят ежегодную аттестацию. Ее проводит аттестационная комиссия из общеобразовательной школы, с которой заключены соответствующие соглашения. Знания наших детей соответствуют принятым в Россиской Федерации нормам, и ежегодно мы это подтверждаем.


Дети какого возраста занимаются в вашем центре?


В нашей школе действует принцип разновозрастной среды. Дети с 6 лет, а также первоклассники и второклассники работают в одной группе и относятся к первой ступени школы. Вторая ступень объединяет детей 9-12 лет, то есть третий и последующий классы.


Как система Монтессори относится к связке «педагог-родитель»?


В нашу школу мы принимаем не просто ребенка, а семью. Обязательны при поступлении собеседования с обоими родителями. Очень важно, чтобы ценности, взгляды Монтессори-школы разделяли и применяли в семье. Тогда ребенку развиваться легко, нет противоречий при переходе из дома в школу.


Всегда спрашиваем у родителей: почему выбрали Монтессори-школу? Радостно осознавать, когда на этом этапе наши взгляды действительно совпадают. Нередко слышим, что родителям важна не оценка, а умение быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, быть эффективным, чувствовать себя успешным, заниматься тем, что действительно интересно.



Записала Юлия Кузьмина
Фото из школьного архива Центра поддержки
семейного образования «Крылья»




Центр поддержки семейного
образования «Крылья»
+7-914-541-57-26
Уссурийский бульвар, 45
Инстаграм montessori_schoolkhv


Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Елена ДЕМЕНТЬЕВА, руководитель Центра поддержки семейного образования «Крылья»