http://basdv.ru/

Урал Гареев: «Имя - мой бренд»


Горчащий кофе можно спасти, бросив туда крупинку соли. а можно просто сварить хороший кофе. Так и с фотографией. Он знает, как снять красиво и сохранить документальность. Хабаровск считает родным городом и не готов променять его на Первопрестольную. Креативен. Человечен. Искренен. Отзывчив, не устает учиться. А лучшим объектом для съемки считает людей. Уверен, что за свою карьеру сделал 2-3 гениальных снимка. но не уверен, что сможет сразу их найти в архиве. Краснодеревщик по профессии и фотограф по призванию – Урал ГАРЕЕВ.


Любите ли вы фотографироваться?

Не могу сказать, что ненавижу или сильно люблю. Просто с возрастом осознаешь, что нужно как-то искать рабочую сторону, удачный ракурс, привыкать к определенному выражению лица. Раньше дурачился в кадре и всегда нормально получался, а сейчас смотрю и начинаю понимать, что пора работать над собой.
Каждому ли фотографу доверите себя сфотографировать?

Ничто не мешает эти снимки выкинуть (смеется). Вот если бы я фотографировался ню или в откровенных сценах, тогда бы не каждому доверился. А в обычной жизни что такое можно снять, чтобы мне испортили реноме?!

С чего началась фотография для вас?

В 14 лет мама подарила мне на день рождения фотоаппарат. Я ее два года уговаривал. Наконец-то на свою зарплату почтальона смогла купить ФЭД 5В. Камера стоила 89 рублей, это почти месячный оклад. Мама сама была фотолюбителем и научила меня азам. Как, например, проявлять карточки в тазиках. Кстати, через два дня я уже продал фотки своим одноклассникам по 15 копеек. Так началась моя профессиональная деятельность.

Вы уже тогда поняли, что фотография может приносить доход?

Нет, поначалу было неясно, как можно фотографией заработать на жизнь. Мы из глубинки, из Башкирии, в райцентре имелось два фотоателье, и я абсолютно не воспринимал это как профессию. Поэтому пошел учиться делать мебель. По образованию я столяр-краснодеревщик, резчик по дереву.


Извилистый профессиональный путь. Как вы попали в Хабаровск?

Учился на краснодеревщика еще в Башкирии. А в Хабаровск приехал для прохождения военной службы в 1995 году. Еще в армии нашел себе работу и не захотел никуда уезжать. Да и зачем? Здесь все хорошо, есть любимая девушка и профессия, за которую тебе платят 800 долларов в месяц. Тогда 800 долларов - достойная зарплата.

А как же фотоувлечение, вы его забросили?

Фотографией я занимался всегда. Даже в армии умудрялся что-то фотографировать. Не помню, как и откуда доставал эти гроши, но покупал пленку, а потом проявлял в фотолаборатории. На все нужны были деньги, потому что «химию» с собой не повез.

В какой же момент фотография вышла на первое место?

В хабаровской компании по производству мебели из ценных пород дерева проработал 10 лет. Мне жутко надоело сидеть в подвале и дышать пылью и лаком. Как только фототехника стала более доступна, я купил хороший фотоаппарат и стал снимать для журналов. Первым был «Банзай». Потом случилась одна свадебная съемка, другая, пошли фотосессии. Я понял, что начал зарабатывать за неделю как за два месяца в цехе. Причем здесь ты не сидишь на месте, а общаешься с разными людьми, тебя зовут куда-то - мир становится все шире и шире. Бросил столярное дело и ушел. Сейчас я счастлив и весел.

А искусству фотографии вы учились?

Беда в том, что профильного, именно фотографического образования в Советском Союзе не было. В 90-е читал все подряд, что находилось в библиотеках. И справочники фотолюбителя, и книги по портретам. Журналы «Советское фото» ценились на вес золота. Они прочитывались вдоль и поперек несколько раз. Даже одно предложение в статье помогало сделать огромный рывок вперед, потому что ты его проанализировал и сделал для себя открытие. Оказывается, фокусное расстояние и выдержка взаимосвязаны… Потом началась эпоха цифровой фотографии, и пошли журналы «Дижитал фото», «Фотомастерская». Привычка к самообразованию осталась и по сей день.

Обменивались опытом с коллегами?

Когда-то вся хабаровская тусовка фотографов общалась на сайте клуба «ФотоРУ». Еще был форум «Собираемся на фототусу». Мы собирались вдесятером, брали модель и везли ее куда-то на пески и там… «расстреливали». А потом делились результатами. Позже у нас появился круг профессионалов, и мы стали бодро заниматься самообразованием. Начали привозить известных фотографов с мастер-классами. Выяснилось, что организатором быть интереснее всего. Ты общаешься с мастером, узнаешь, чем он живет-дышит, что его волнует, какие имеются бытовые проблемы, что он ест, пьет ли он. Его субъективное восприятие напрямую отражается в работах.


А у фотографов есть дресс-код?

От фотографов, вероятно, ожидают какой-то экстравагантности. Но нет, всегда нужно соответствовать мероприятию. Если работа предстоит на свадьбе, надо выглядеть как гость. Это наши российские реалии. Например, на Западе фотографы ходят в черном: черная рубашка, черные джинсы. У нас условный дресс-код: в шортах и кедах на босу ногу я не пойду в «белый дом», хотя предпочитаю именно такой стиль одежды.

Имя у вас, скажем прямо, необычное. Псевдоним?

Это мама постаралась, назвала меня Урал. Есть башкирский народный эпос, который рассказывает о богатыре по имени Урал, такой аналог Ильи Муромца. Недавно выяснил, что имя переводится, как «приносящий радость». Маме нравилось подбирать для нас необычные имена, мою двоюродную сестру она назвала Индира в честь Индиры Ганди. Искренне верит, что имя сильно влияет на судьбу. Я вот кошку свою Алисой назвал, потому что не могу назвать Мурка. Ну что это за имя – Мурка, никакого характера. А вот назовешь кошку Алиса, у нее сразу проявляются человеческие качества. Дома все животные с нормальными именами. Крыс у нас Анатолий, но это уже дочь назвала.

Вам имя помогает, влияет на судьбу?

Первые лет 17 мое имя приносило в основном неудобства. Дразнить очень хорошо, можно склонять по-разному, и уже весело получается. А дети же не любят тех, кто как-то отличается. Если Рустамов у нас в классе было четыре, то Урал на всю школу один - я. Сейчас мое имя – это мой бренд. И не нужно ничего придумывать, как многим моим коллегам - берут псевдонимы и даже меняют имя в паспорте.

Есть феномен Урала Гареева. Вы с самого начала поставили за свою работу довольно высокий ценник, если не ошибаюсь, до сих пор дороже в городе нет?

Работы было настолько много, что остался один способ сдержать поток - поднять цену. В той же самой Уфе, откуда я родом, нет такого наглого человека, там цены на фотосъемку ниже, как, впрочем, и качество. Чтобы фотодело развивалось, должна быть конкуренция.

Это самоуверенность?

Да какая самоуверенность, если так и есть! Единственный способ не зарыться в обработке снимков, не растолстеть окончательно – это поднять цену. Помню 2007-й год, когда с июня по октябрь я снял 63 свадьбы. Это очень много, по 2-3 мероприятия в неделю. Если посчитать, то на обработку фотографий с одной свадьбы уходит дней десять, а недель у нас только 52. Вот в году и не хватило дней на обработку всего материала. К тому же не хочется все время за компьютером сидеть, а делать работу плохо совесть не позволяет.

Чего обычно хотят от фотографа? Какие запросы?

Всегда разные. У меня очень много молодых клиенток, которые заказывают фотосессию, чтобы мотивировать своего молодого человека сделать предложение. Для фотографа это прекрасно выраженное техническое задание. Бывает, что девушки сами не могут понять, чего хотят, и только в разговоре выясняется – она хочет такие снимки, посредством которых поднялась бы ее самооценка, чтобы все ахнули, а бывшие тут же позвонили. Есть и «модельки», которым просто хочется фотографироваться каждую неделю.

Чтобы понять клиента, фотограф должен быть еще и немного психологом?

Фотография начинается не с того момента, когда я достаю фотоаппарат, а с подготовки. Чаще всего это встреча или разговор по телефону, возможно общение в социальных сетях с обменом фотографиями. Те фотографы, которые работают с людьми, портретисты, чаще всего хорошие психологи. Это неизбежно. Если ты плохой психолог, но любишь фотографию, то будешь снимать пейзажи.

Часто ли приходят люди со словами «я стесняюсь»?

Да. Но самая популярная фраза – «я не фотогеничен». Все поголовно говорят: «Я никогда не получаюсь на фотографиях». Недавно снимал коллектив ресторана «Сопка», так там из ста человек только двое не сказали эту фразу.

Неужели действительно люди с особенностями или кокетничают?

Молодые девушки кокетничают. Они прекрасно выглядят на фотографиях, просто в очередной раз хотят получить доказательство своей привлекательности. Многим же чаще всего не везет с фотографами. Может быть так: вполне миловидная особа, замечательная, молодая, с красивой кожей, а на фотоснимках почему-то получается очень плохо. То ли моргает, то ли лицо у нее постоянно в движении – очень живое. В таких случаях приходится чаще нажимать на кнопку спуска. Задача фотографа – вовремя понять, кто перед тобой, и сделать определенные движения, чтобы раскрыть индивидуальность человека. Кому-то не подходит жесткий свет, нужен мягкий световой рисунок.


Фото Ираклия Шанидзе


Можно ли совмещать творчество и коммерцию? Мнений-то много.

Вопрос в том, что у некоторых такое творчество, которое сложно продать.

Как «продается» ваше творчество?

У меня спрашивают, сколько стоит час? Я переспрашиваю, час чего?! Очень сложно мерить часами. Фотосессию нужно мерить результатом. Если вам нужно фото торта, неважно, сколько я буду его снимать. Главное, скажите, как должен выглядеть торт. На белом фоне? В лучах заката? Чем больше условий, тем сложнее задача. И как здесь оценить мой труд по часам?! Есть, конечно, типичные задачи: снять бизнес-портрет на сером фоне. Там все понятно – 6 тысяч. Если девушка, то 7,5. Дороже, потому что необходим визажист.

Вы относите себя к вредным фотографам. В чем эта вредность проявляется?

Сейчас все стремятся достичь какого-то идеала. Огромное количество придирок к внешности. Фотографы готовы до бесконечности ретушировать снимки, делать модель стройнее, красивее. Мое понимание прекрасного отличается от этого кукольного, пластикового идеала. Я считаю, что настоящая фотография там, где минимум обработки. Стараюсь все художественные задачи решить во время съемки, так, чтобы в фоторедакторах долго не сидеть. Вполне вероятно, что к моим фотографиям у кого-то из коллег возникнут претензии. Здесь волос маловато, а тут, допустим, нос надо сделать поменьше. Но тогда это будет совсем другой человек, и это уже не фотография, по большому счету.

Что главное в ваших работах?

Знаете, для меня очень важно, чтобы по моим фотографиям потомки поняли, как люди жили. То есть я придумал для себя некую миссию и стараюсь соответствовать. Кстати, это касается и ретуши тоже. Если я буду сильно изменять реальность вокруг, то люди не увидят и не узнают правду. В случае свадьбы добавляешь авторского взгляда – не надо снимать молодоженов на фоне помоек. Никто не помешает мне отвернуть их в сторону красивого заката. Тем не менее это будет правда. Был закат, была невеста, а помойка была за спиной фотографа. Сохраняю документальность.

Что чаще всего попадает в ваш объектив?

Чаще люди. Процентов 95 я снимаю людей. По заказу или в свое удовольствие. Благодаря моим заказчикам я много поездил по миру. Даже в Париже был, правда, на семинаре. Очень радует, когда приглашают снимать свадьбу в Москве. Там фотографов сотни, а они меня за какие-то работы выбрали и доверили такое важное событие. Это приятно и очень ответственно. Главное, не «провалить» работу - самый большой ужас для фотографа.


Неужели у таких опытных бойцов бывают страхи?

Они всегда есть. На съемку я с одной камерой никогда не хожу. И комплект батареек у меня тройной, и карт памяти вагон, и вспышек штуки четыре. Был случай у коллег в Питере: на мероприятии сразу три фотоаппарата вышли из строя. Одна камера сломалась перед регистрацией свадьбы, вторая во время регистрации, а фотоаппарат ассистента «сдох» на банкете. Такое стечение обстоятельств. Представляете, сняли свадьбу, проверили, а полсвадьбы нет, потому что флешка сломалась. У меня так штук 9 вышло из строя. И я до сих пор жив, меня никто не побил, и я не седой. Потому что в профессиональной камере запись идет на две флешки одновременно: одна «умерла», но есть фото на второй.

А вообще профессия фотографа опасная?

Помните, как на День ВДВ журналист получил по лицу? Вот и фотографу может прилететь. Риск есть всегда. Товарищ мой во Владивостоке на улице снимал пару. Они на него идут, а он пятится назад и проваливается в открытый люк. Только руку протянул, фотоаппарат аккуратно положил на асфальт и рухнул. Тогда все благополучно закончилось, отделался легким ушибом. Но этот случай показательный - фотограф в первую очередь технику спасает, а потом о себе думает.

Хватает ли вам времени на семью?

Хватает, наверное. Хотя моя жена, вероятно, другого мнения. У меня с ребенком есть обязательные полчаса вечером для вопросов папе. Она днем собирает эти вопросы, приходит и давай задавать. Будучи еще в первом классе, спросила: «А почему доллар дорогой?» Удивился, но постарался объяснить, что это не доллар дорогой и не рубль дешевый, это отношение курсов валют. «Ой, а что такое курсы валют?» Понятно, рассказываю про мировую финансовую систему. Если в каких-то темах плаваешь, открываешь Интернет, по диагонали прочитываешь статью и своими словами рассказываешь. Тебе же человек задал вопрос, значит, нужно на него ответить.

Устраиваете жене фотосессии?

Я пытаюсь, но ее снимать очень сложно. Жена сначала будет 15 минут прыгать, скакать, смеяться, пока не успокоится. А потом уже можно фотографировать. Все мои психологические уловки, которые с обычными людьми прокатывают, на нее не действуют. Потому что она меня воспринимает как мужа, а не авторитетного фотографа. Дочь часто просит: «Сфоткай, сфоткай!» Она что-то соорудила из своих игрушек и ей хочется фотографию выложить в Instagram. Она в третьем классе и уже популярный блогер. Рисует картины, а потом фотографии выкладывает в сеть похвастаться.


Чья оценка для вас важна?

Важна оценка коллег уровнем выше. Есть друзья-фотографы, которые живут на Западе. Если они сказали, что тот или иной снимок хорош, я счастлив. Настоящий профи подскажет, что я не дотянул. Никто не скажет, мол, у тебя горизонт завален. Авторитетный взгляд со стороны воспринимаю с благодарностью.

Насколько дружны фотографы, профессия объединяет?

Фотограф фотографу друг и брат. Есть определенная прослойка фотографов молодых и креативных, которые по привычке противопоставляют себя всем остальным. Такие просто не общаются. Но обычно, если новичок задает вопрос в чате или лично, я час потрачу, но все расскажу. Мне же когда-то тоже помогали и объясняли.

Почему вы не в Москве?

Как фотограф я и здесь могу развиваться. В мировом искусстве ты в любом случае будешь заметен. Я не считаю себя каким-то гениальным фотографом, просто средней руки ремесленник. В Москве работал и розовыми очками не обладаю. Я ценю свое время.

Не хочется ли порой забросить фотоаппарат в дальний угол и отдохнуть от него?

Я и на отдых фотик возьму. Вы от глаз устаете? Нет, как от них можно устать?!
Так и я от фотоаппарата – не устаю.


Елена Чагина

Фото Марины Шабаловой,
Урала Гареева, Ираклия Шанидзе

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Образ Жизни сентябрь 2017. – Урал ГАРЕЕВ фотогрвф