http://basdv.ru/

В новом свете: как водопроводные трубы становятся арт-объектами


В одном хабаровском гараже рождаются уникальные предметы интерьера. Туда три брата свозят всяческую утварь, запчасти, металлолом, чтобы подарить вторую жизнь этим вещицам с историей. О том, кто такая Iron Maiden, почему рында из сантехнического раструба теперь украшает Brozbar и чему будут учить в бомбоубежище хабаровчан, журналу «Образ Жизни» рассказал один из основателей фонарной артели, в которой и собирают дизайнерские изделия ручной работы, Иван БОРОЗНЯК.

Что послужило импульсом к созданию фонарной артели «Фон-Арт»?

На самом деле романтических историй никаких нет. Нас три брата. Я – младший, старший Валентин Борозняк – он занимается сборкой вместе со средним Александром. У нас много общих увлечений. Мы часто путешествуем, ходим на сплавы по таежным рекам. И периодически что-то привозим из поездок, что-то находим просто в городе. Как Плюшкины собираем все в нашем гараже – сердце фонарной артели. Как-то со сплава по речке Яурин, она проходит вдоль Бамовской трассы, вообще кусок рельса привезли. Именно узкоколейки. Все элементы – это пазл или лего, которые никогда не знаешь, как собирать, как они вместе заиграют. Но когда рядом оказываются некоторые детали, понимаешь, что вместе они породят что-то неповторимое. Иногда бывают вещи и под заказ. Если для баров или ресторанов у нас заказывают изделия, то сразу стоит конкретная задача, что и куда нужно приделать. Мы даем вещам встретиться друг с другом и засветиться.


А как бывает чаще: вы собираете светильники на заказ или все-таки занимаетесь творчеством?

Вообще-то 50 на 50. Старт нашей карьере дала интеллектуальная игра «Брейндо». Мы изготавливали эксклюзивные призы. Лучшему игроку в Хабаровске, Владивостоке, Уссурийске дарили по нашему светильнику. Так что из брейндоистов у нас хватает клиентов. Но и среди них во многом ценятся именно индивидуальные заказы. Например, один из игроков очень любит кальяны. И мы сделали ему светильник из кальяна.


В чем заключается основная сложность индивидуального заказа? Наверное, нужно так выполнить, чтобы изделие и клиенту понравилось, и ваш стиль не потерялся?

В любом случае это процесс непростой - нужно учитывать все детали, вплоть до того, где будет стоять светильник. Мы должны понять, для чего нужен светильник и какие интересы у заказчика. У нас есть вещи, заготовки, которые лежат и ждут своего часа. Если придет к нам железнодорожник, то для него у нас есть несколько железнодорожных фонарей разных годов выпуска. Если к нам медик придет, то для него припасена стойка для капельниц. Здесь нельзя сказать, что все идет по какому-то сценарию. Но пока мы не поймем, что нужно человеку и что ему интересно, то мы к задаче не приступаем.


Все-таки для вас создание светильников - это ремесло или творчество?

Конечно, творчество. Но так как время у нас ограниченное, то за все мы схватиться не можем. Есть задумки, как некоторые изделия тиражировать. Практически в любом творчестве люди рано или поздно приходят к тому, что нужно этим делом делиться. У нас был такой интересный опыт: во время фестиваля «Seasons» мы давали мастер-класс. Мы собрали команду из 10 человек. Половина из них корпела над канделябрами из труб, другая же собирала небольшие светильники из автомобильных фильтров. Все уходили абсолютно довольные, потому что на руках у них были готовые изделия. Опыт был интересный. И я очень надеюсь, что мы найдем подходящее помещение в ближайшее время: бомбоубежище или старый цех, большой гараж. Необходимо аутентичное помещение в центре, чтобы было удобно людям приезжать на мастер-классы. Нам есть чем поделиться. И ученики смогут собирать светильники из водопроводных труб, а если будет интересно, то и взяться за запчасти. Это уже другой уровень сложности.



Всегда ли вы дарите деталям вторую жизнь или иногда приходится вещицы закупать и старить?

У нас есть светильники, сделанные из труб, которые не выкапывали из земли. Другое дело – мы можем тот же самый светильник дополнить интересным подшипником, который мы где-то нашли и туда приделали. Для серийных вещей, безусловно, мы что-то закупаем. Какую-то деталь берем на скупке металлолома, что-то привозим со сплава, а что-то приносят и благодарные заказчики. Но большую часть мы все-таки делаем из бэушных вещей со своей историей.



А как правильно называется стиль, в котором вы работаете?

Это не чистый лофт. У нас есть кусочек стимпанка, кусочек индастриала. Но больше всего, конечно, лофта. Если к нам придет человек и захочет изделие, которое не впишется ни в лофт, ни в индастриал, но будет отвечать нашей эстетике, то мы это сделаем. Мы работаем в стиле «О, классная идея!» или «Это будет круто выглядеть!». Всегда, когда вещь сделана с душой, с чаянием – это штучная история.


Чтобы сделать что-то с душой, нужно как следует вдохновиться?!

Импульсы, которые запускают этот процесс, совершенно разные. Бывает, съездили на сплав – впечатлились. И новостью можем вдохновиться. Со следующего месяца мы будем устраивать в инстаграме голосование за новость месяца. И по его итогам делать светильник на эту тему. У нас есть заготовка «Трамп Ламп» - такой забавный человечек из водопроводных труб. У него вместо головы щетка с металлическими ворсинками, которая используется для зачистки. Рыжая и прикольная. На Трампа похожа! Творчество – штука по определению хаотичная. В строгом порядке шедевры редко рождаются.
Еще одна интересная идея – тест-драйв светильников, чтобы человек мог взять себе наше изделие напрокат на недельку. Потом либо вернуть, либо купить. Практика показывает: как только светильник ставят туда, где он должен стоять, он свое место потом не покидает. Как-то раз мы приехали в бар «Гараж» на фотосессию. Разложились. Фотографируем. По окончании давай все собирать. А нам говорят: «Нет, ребята! Это вы отсюда уже не унесете!» Так часть изделий и осталась в «Гараже». Что-то, как в шоуруме, можно прийти и купить там.



А где еще в городе ваши изделия уже нашли свое место, в каких заведениях их можно увидеть?

Зайдите в «Brozbar». Там обосновалась наша рында. Этот светильник висит рядом с кассой. У него плафон выполнен из сантехнического металлического раструба. И он реально похож на корабельный колокол. А все потому, что владелец заведения – в прошлом моряк.


Отдельный разговор – это названия ваших изделий. Как приходят в голову такие нестандартные решения, расскажите?!

Валя у нас журналист. Такой стиль - это его. Он такие заголовки может выдавать хоть сотнями. Иногда и мы добавляем свое что-то. Собственно, и стиль общения с аудиторией у нас, если задуматься, юмористический.


Вы выпускаете штучные изделия или все-таки есть определенные серии?

Есть и серии. Например, «Гвозди бы делать из этих людей». Это «ребята», которые собраны из труб. Самой первой появилась бабушка. Модель называется «Iron Maiden» - железная леди. Мы поняли, что можно собирать и другие какие-то истории. Допустим, наш ждун – «В ногах правды нет». Присел такой и сидит, думает. Есть и светильник «Передайте за проезд». Мы считываем движения, образы, чтобы легко можно было распознать, увидеть в наших работах где-то себя, где-то окружающих.


Говорят, что у вас готовится серия о кинематографе. Если она выйдет, то какие это будут персонажи?

В любом случае это герои советских фильмов. Например, «Приключения Шурика», «Трус, Балбес и Бывалый». Этих ребят если сделать в металле, то узнает каждый. Какая-то история должна быть с Алисой Селезневой, потому что у нас много приборов и штук, обывателю непонятных, из них можно что-то соорудить. Возможно и в стиле «Безумного Макса» что-то. Куда без этого с нашей любовью к автозапчастям.



Есть ли изделия, которые вы никогда в своей мастерской не сделаете, точнее заказы?

Конечно. Если они будут бездуховными. Если в них не будет идеи и какого-то огонька. Если нас попросят сделать совершенно пошлую вещь, под которой мы не сможем поставить наше артельное клеймо, то, нет, мы не возьмемся за это. Мы стараемся своими арт-объектами преображать мир. И если мы понимаем, что вот эта штука не сделает окружение лучше, то у этой истории не будет продолжения.

И я не называю то, что мы делаем, дизайном. Да, технически это светильники. Но они несут идею. Это арт-объекты. Мы даже когда выкладываем фотографию светильника, всегда рассказываем о нем: кем он был, почему называется именно так. Например, «Мордуша» - она напоминает орудие лова рыбы. И вот эта история не дает нашему светильнику быть просто светильником. Как и в музее, где любая картина или скульптура – не просто картина или скульптура. Она несет идею и хранит историю. Вот и у нас все создано не просто так, создано из вещей – элементов, которые сами по себе самобытные и им есть что рассказать.



Дарина Лоо
Фото Урала Гареева

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Дизайнерские изделия ручной работы, Иван БОРОЗНЯК