http://basdv.ru/

Вседозволенность или наказание?



Нередко на прием к психологу родители приводят детей со словами: «Посмотрите, с ним что-то не так». В таких случаях нужна помощь и маме, и папе, и ребенку, считает психолог Центра работы с населением «Содружество» Галина КРАЙНЕНКО. Потому что все начинается с семьи. Помощь психолога даст результат, если изменятся взаимоотношения в семье и стиль воспитания.


Насколько эффективны занятия психолога с детьми? Сможет специалист помочь ребенку, который еще не до конца осознает, что с ним происходит?

В самолете нам говорят: сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка. Так же и в воспитании. В первую очередь помогите себе. Психолог занимается с ребенком один - два раза в неделю, а все остальное время малыш проводит в семье.

Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука считает, что лучше всего ребенок усваивает информацию в раннем детстве. Так ли это?

Это так. В первый год жизни формируется базовое доверие к миру. Поэтому чем чаще родители подходят к кроватке, улыбаются, разговаривают с малышом, тем лучше. Уже в столь раннем возрасте ребенок начинает проявлять силу воли. Например, когда старается доползти до игрушки. Если пытаться его ограничить или все делать за него, то он будет медленнее развиваться.

В полтора-три года малыш хочет сделать все наоборот, когда слышит «нельзя». Он смотрит на реакцию взрослых. И если они закрывают глаза на все шалости, то быстро усваивает урок. И с каждым разом больше себе позволяет. Родители должны установить четкие границы. Решить, что можно, а что нельзя, а не возлагать ответственность на малыша. Так же трудно ребенку в семье, где нет единого мнения в вопросах воспитания. Например, мама запрещает прыгать на диване, а папа разрешает, бабушка же вроде запрещает, но иногда делает вид, что не видит. Детям без четких границ сложнее с собой совладать в подростковом возрасте, а впоследствии и во взрослой жизни. Так появляются «трудные подростки».

А если в три года, когда ребенок говорит «я сам», мама ответит «нет, еще маленький», то только навредит. В 13 лет будет поздно жаловаться, что он не может даже кружку за собой вымыть.

Во многих семьях бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании внуков. Балуют их, а родители потом жалуются на плохое поведение.

Любовь бабушки никогда не помешает. Если ребенок «портится», то виновата, скорее всего, не бабушка, а родители, которые недостаточно четко установили границы дозволенного. В школе ведь дети с разными педагогами ведут себя по-разному.

Мы сами устанавливаем правила. Посмотрите на утку, которая ведет утят на водопой. Сначала идет мама, а за ней – детки. Так во всем животном мире. В семье ребенок не может быть главным и брать ответственность за все, что с ним происходит. Так говорит и психология, и педагогика, и религия. Всегда должны быть первыми папа, мама, а за ними ребенок.

Правда ли, что ни в коем случае нельзя наказывать ребенка?

Какая разница между наказанием и воспитанием? Наказание направлено на обретение власти и контроля над ребенком, а воспитание на процесс развития личности. С ребенком любого возраста можно договориться. Если сказать: «Я тебя люблю, но игрушки ты уберешь сам. Подумай, как лучше поступить», то он будет знать, что мы его не отвергаем, но и не принимаем ситуацию.

До трех лет наказывать ребенка вообще не рекомендуется – он может испугаться и просто не поймет, что от него требуют. Поэтому лучше переключить внимание на что-то другое. В три года можно на три минуты оставить без игры и движения – пусть посидит на стульчике. Этого будет достаточно. Наказание не должно быть длительным.

Часто мы сами поощряем плохое поведение. Например, разрешили гулять на горке до девяти часов. Ребенок просит: «Мамочка, еще пять минут». Мама уступает. И так каждые 15 минут. В полдесятого она не выдерживает и переходит на крик: «Я тебе что сказала!». Что происходит? Она закрепила навык - слушаться нужно, только если кричат.

Еще у нас любят наказывать на публике…

Да, для многих очень важно, что скажут люди. А знаете почему? Это от недостатка любви к себе. Если себя не ценишь, то пытаешься постоянно заслужить чью-то любовь и уважение.
После окончания Санкт-Петербургской академии мне дали класс, в котором учились и трудные подростки. Одна девочка была из обеспеченной семьи. Но страдала оттого, что мама тяжело переживает развод, часто плачет и кричит. Девочка говорила, что никогда не станет такой, как мать. Но не смогла. Повзрослев, она опять пришла ко мне на прием. Ребенок совсем ее не слушался, бросал развивающие кубики, убегал. Когда я спросила, чего она хочет для своего малыша, то она ответила: «Чтобы он был успешным, счастливым и люди увидели, какой он умный».

Какие основные ошибки в воспитании делают современные родители?

Многие считают, что главное - дать хорошее образование, записать на всевозможные секции и кружки. Дорогие подарки, поездки иногда становятся откупом слишком занятых родителей. Очень важно всегда находить время для ребенка. Пусть это будет всего 15 минут. Но, встречая его после школы, скажите: «Как хорошо, что ты у меня есть».


Дети бывают жестокими от недостатка любви?

Нет плохих детей, есть дети, на которых у взрослых не хватило душевной мощности. Ребенок, когда идет в первый класс, не хочет быть двоечником и хулиганом. Но если не получилось добиться успеха и признания ни в семье, ни в школе, то он становится «успешным» хулиганом.

Бывает так, что родители и любят своих детей, но ребенок об этом не догадывается. Можно любить, но не уметь об этом сказать - разговаривать на разных языках любви. Например, жена ждет эмоциональной поддержки, а муж не понимает, почему она недовольна, он же ей шубу купил. Так же и в отношении к детям – нужно научиться понимать их. Мы же учим иностранные языки, почему тогда не можем понять, что для них важно.

У каждого есть таланты. Просто нужно найти их и сказать: «Я верю в тебя, все получится». Ребенок, которого слышат и понимают, не уйдет в плохую компанию. В первую очередь нужно лечить, а потом учить. Если плохо дается учеба, возможно, причины в органических нарушениях. Например, у ребенка дефицит внимания, а его заставляют три часа сидеть за тетрадками. А тут еще мама приходит после работы на взводе и подзатыльниками пытается решить проблему.

Раньше считалось нормой применять телесные наказания. Сейчас во всем мире это запрещено, почему?

Когда спрашиваешь, что чувствовали вы, когда вас шлепали, почти все отвечают – меня не любят, я не нужен. Говорят, что в это время ненавидели своих родителей. Если вы не хотите, чтобы к вам испытывали такие чувства, попробуйте договариваться. Иначе научите ребенка бояться и терпеть. Если его постоянно подавлять, то он научится подчиняться только сильным.

До нашего разговора я, признаться, думала, что наказывать силой можно только в критических ситуациях. Например, если начал пить, курить или чего хуже.

Разве тюрьма кого-то исправила? Только еще больше ожесточила. Чтобы растение выросло красивым, нужны тепло, внимание, любовь и забота. А если ребенка воспитывать шлепками, то придет время, и он скажет: «Больше вы меня не тронете». И все равно попробует. Дети начинают курить или выпивать, потому что хотят казаться взрослыми. Поэтому лучше объяснить, что взрослый и уверенный в себе человек не побоится сказать «нет», даже если останется один.


Марина Шабалова

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
08.07.2017 15:21
Петухова В.Н.
Галина Владимировна, браво. Оченьхороший материал для родителей и учителей.. Вы как всегда очень профессиональны. Я восхищена.
Ответить
20.07.2017 11:04
Белова В.Ф.
Галина Владимировна,ты умница!Если бы родители так всегда действовали!Посоветую своим педагогам прочитать материал.
Ответить
Психолог Центра работы с населением «Содружество» Галина КРАЙНЕНКО