http://basdv.ru/



«Ну а как еще показать, что Амур наш?!»
– сказал он, и на театральную сцену хлынули потоки воды. Мастер эффектной выразительности, режиссер, историк – Александр Калмыков показал дальневосточникам, каким был граф Муравьев-Амурский. Настал черед еще одной исторической личности – адмирала Невельского. Спектакль с романтичным названием и весьма драматичным содержанием станет вторым историческим проектом на краевых подмостках. Премьера назначена на 20 октября.



Александр Дмитриевич Калмыков – режиссер-постановщик авторских шоу, сценарист, продюсер, ПРОФЕССОР. Народный артист Российской Федерации. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Постановка в Хабаровске - «Муравьев. Граф Амурский».


Про исторические спектакли


В городе Ярославле есть один из лучших театров России – театр Волкова, и там нет спектакля о Ярославе Мудром. В Туле нет спектакля о Левше. На мой взгляд, это хорошая идея руководства Хабаровского края - создать несколько спектаклей по истории региона. Первым героем стал граф Муравьев-Амурский, а вот вторым будет Геннадий Иванович Невельской – фигура не менее яркая.


Про любовь к истории


Для того чтобы писать и ставить исторические произведения, нужно только одно – все это очень любить. Когда пишется историческая работа, необходимо погрузиться в детали и ни в коем случае не путаться в нюансах. Это практически работа исследователя. Меня здесь греет любовь к России, без высоких слов.


Про историков


Работа над материалом началась со встречи с вашим замечательным доктором исторических наук Ниной Ивановной Дубининой. Мы мило побеседовали про историю изучения Дальнего Востока, и она меня вдохновила! Она очаровательная, баронесса просто. Я встречался с Александром Филоновым, председателем Приамурского географического общества. Он очень много дал характеристик, военных объяснений. В новом спектакле будут письма, целая пачка писем, в которых жена Невельского описывает всю свою жизнь, и слезы, и смерть дочери. Письма изумительные, очень тронули меня.

Про судьбы героев

В спектакле «Залив счастья. Адмирал Невельской» мы используем такие редкие факты из прошлого, которые порой малоизвестны историкам. Например, открытием для нас стала фигура Константина Николаевича, сына императора. У Николая I было два сына: старший Александр и младший Константин. Так вот, Константин стал одним из главных героев нашей пьесы. В 12 лет он был отдан на обучение юнгой. Да, императорский сын драил палубы. И однажды по стечению обстоятельств упал за борт. Жизнь императорскому сыну спас вахтенный офицер Геннадий Невельской. Это стало началом большой дружбы, и у нас это есть в спектакле.


Константин – второе лицо государства, он был председателем комитета, разрабатывающего реформы. В то время происходили большие перемены – отмена крепостного права, морская реформа, военная – была отменена 25-летняя служба в армии. И вся тяжесть проведения преобразований в стране ложилась на его плечи. И знаете, в нашей пьесе Константин советуется с двумя ближайшими друзьями, заслуженными офицерами – с Муравьевым и Невельским.


Про подготовку


Мы делаем все, чтобы наш главный герой предстал, как живой человек. Чтобы зритель увидел реалистичную картинку. При этом стараемся в исторический материал добавить нотки современности, чтобы спектакль был актуальным. У нас будет много танцев, неожиданные костюмы.


Как режиссер делаю все, чтобы первый и второй исторические спектакли в Театре драмы были разными. Люди разные, судьбы разные. Например, Муравьев-Амурский 20 лет был забыт, а Невельской получал от государя все высшие звания, пенсии. Разные люди и разная эстетика. Мы старались, чтобы актеры были разные. Муравьева-Амурского играет Максим Кушников. Невельского будет играть Виктор Асецкий, он, кстати, уже второй раз выступает как мой сорежиссер. Очень ценю его и считаю одним из лучших актеров в хабаровском театре. Роль супруги Невельского Екатерины Ивановны сыграет молодая актриса Юлия Медведева.


Про Невельского


Вторую половину жизни Невельского мало кто знает, он прожил 20 лет в Петербурге. Многие считают, что, покинув Дальний Восток, он 20 лет писал свою книгу «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России», но это не так. Он был очень активен: вернувшись в столицу, Невельской стал одним из руководителей Русского географического общества, выполнял разные поручения. Он уехал контр-адмиралом, и, находясь практически не у дел, получил звание вице-адмирала, а потом и полного адмирала. Между тем, тогда звезды просто так не раздавали.


Про Аляску


В спектакле мы решили поднять очень интересную тему – продажу Аляски. Этот вопрос является одним из самых острых. Так вот, человеком, который инициировал продажу Аляски (не хотел говорить этого, но это факт) был Николай Николаевич Муравьев-Амурский. И мы показываем это, ведь он был далеко не глупый человек. Дело в том, что Америка в то время была чемпионом по железным дорогам и вскоре построила бы пути до Аляски, а у нас полк солдат туда два года добирался. Граф придерживался мнения, что, если мы не отдадим Аляску даже бесплатно, мы получим врагов в лице американцев и потеряем Дальний Восток.


Про залив счастья


Действие спектакля разворачивается в Заливе счастья. Знаете, что это за место? Это коса недалеко от Сахалина, которая омывается двумя морями. Местность труднопроходимая, там всюду по земле стелется стланик, я только здесь узнал, что это. Так вот, Невельской назвал это страшное место Заливом счастья. Сюда он привез свою молодую жену, ей было 18 лет. Барышня, воспитанная в богатой семье, только после Смольного института, оказалась на берегу Сахалина. Ни удобств, ни людей вокруг, только агрессивные аборигены и муж пять лет подряд ходит замерять фарватер.


За годы на Сахалине Невельской поменял практически всю команду – 70 человек из 75. Люди умирали от голода, и взрослые, и дети. У Невельских первая дочь умерла от голода. И это есть в спектакле. Жена Невельского уехала оттуда практически инвалидом. Она пережила смерть дочери, цингу. А это страшная болезнь, когда выпадают зубы и волосы.


Про силу женщины


Жена Невельского, Екатерина Ивановна, кормила всю команду. И, чтобы не умереть с голоду, она, по совету служанки, начала сажать картошку. Кстати, дальневосточные историки считают ее первым огородником региона. А у гиляков (прим. – аборигены, устар. нивхи) это вызвало страшную обструкцию. Ковырять землю недопустимо, в ней похоронены предки! Впрочем, по прошествии времени Екатерина расположила к себе местных жителей, они стали с удовольствием есть с ней картошку и даже музицировать.


Про жён


В нашей работе есть не только познавательный момент, но и воспитательный. И в первом, и во втором спектакле фигурируют потрясающие, сильные женщины - супруга Муравьева-Амурского Екатерина Николаевна, супруга Невельского Екатерина Ивановна. Мне бы хотелось, чтобы они стали примером современным юным девушкам, которые нередко страдают вульгаризмом. Даже если одна-две девочки в зале проникнутся этими примерами, будет очень здорово.


Про позитив


Михалкова как-то спросили, как ему фильм «Катерина», и тот ответил: «Очень хороший, только повеситься хочется после этого фильма». Наш зритель устает на работе, у него много домашних проблем, и если еще и в театре мы его «подгрузим», он будет выходить отсюда «раненый». Еще в юности, поглядывая на шедевры американского кино, я сделал вывод, что там всегда присутствует одно слово – развлечение. Мы должны все же развлекать. Вот и наш новый спектакль - не документальный фильм, а художественное произведение. Да, мы приготовили очень правдивую историю. Но в то же время мы делаем красивые декорации, шьем шикарные костюмы, пишем музыку – в новом спектакле актеры снова будут петь.


Про спецэффекты


У нас будут спецэффекты, ведь я специалист по спецэффектам. Я делал на Байкале шоу - «Лебединое озеро» на реальном озере. В спектакле «Муравьев. Граф Амурский» на сцене была вода, потому что Амур наш. Как иначе это показать!? И для Невельского у нас есть некоторые идеи и эффекты. Театр закупил потрясающий проектор, он добавит один яркий и интересный элемент в спектакль.

Про актеров

Театр – это дело коллективное. Нет такого, чтобы режиссер приехал - и все, закрутилось. Работа над постановкой складывается из действий всех участников. Главный спецэффект театра это, конечно, актер - человек, который вдруг высекает из зрителя слезы. Здесь труппа хорошая, половина из них уже стали моими друзьями.


Итог


Эти две фигуры - граф Муравьев-Амурский и адмирал Невельской - были биты жизнью. Меня поразило, что целых 20 лет Николай Николаевич, этот величайший человек, который подарил Дальний Восток России без одного выстрела, был просто забыт! Таков был финал нашего первого исторического спектакля. А здесь – полный триумф, но какой ценой! Невельской никогда не забудет, какие страдания испытала его жена. Смог бы я поставить во имя каких-то открытий жену и ребенка?! Не знаю. Он поставил. Приоткрою маленькую тайну: в финале спектакля Геннадий Иванович у своей жены будет просить прощение за то время, которое она провела в Заливе счастья. В финале будет триумф и легкая грусть.



Текст - Елена Чагина
Фото - Фото Урал Гареев, Валерий Спидлен

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.
Александр Дмитриевич Калмыков – режиссер-постановщик авторских шоу, сценарист, продюсер, ПРОФЕССОР. Народный артист Российской Федерации. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Постановка в Хабаровске - «Муравьев. Граф Амурский».