Запнувшиеся о буквы

Среди речевых расстройств чаще всего встречается заикание: от него страдает один процент всего населения планеты! И потому в 1998 году Международная ассоциация заикающихся людей учредила Всемирный день заикания. Отмечается он ежегодно 22 октября и призывает относиться к людям с дефектами речи с терпением и пониманием. Мы решили поддержать этот полезный проект и поговорить о проблеме заикания. Нашим собеседником стала Ирина Цельник – логопед и руководитель собственной речевой школы.




Почва для запинок

Заикание проявляется как частое повторение отдельных звуков или слогов, наличие пауз и запинок в речи. Заикающемуся человеку трудно говорить свободно, а окружающим порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь. Они начинают «помогать» закончить фразу, тем самым еще больше усиливая нервное напряжение.

Заикание чаще всего появляется в детском возрасте. В промежутке от трех до четырех лет у ребенка наблюдается всплеск речевой активности, и в этот же период чаще всего возможны и сбои. Причины такого явления могут быть разными. Те, что на слуху – собака облаяла, сильно испугался… Действительно, испуг, стресс вполне могут быть причиной речевых нарушений. Но, признайтесь, на кого из нас в детстве не лаяла собака? Однако далеко не все начинают заикаться.

Для заикания нужен не только толчок, но и почва: психофизиологические особенности ребенка, в первую очередь – нестабильная нервная система. Как правило, заикающихся детей отличает гиперактивность, хрупкое телосложение, повышенная утомляемость, нарушение сна, плаксивость. Такой ребенок очень привязан к маме, эмоционально раним и чувствителен.

Родителям, чей малыш попадает в эту зону риска, необходимо быть очень внимательными к нему и создавать щадящий режим. Не стоит перегружать трехлетнего ребенка всевозможными зрелищами, развлекательными программами, спортивными секциями и курсами иностранных языков. Иначе трудно будет уберечься от толчков – событий, провоцирующих речевое расстройство. Ведь ими может стать все что угодно: наказание, любая конфликтная ситуация, простудное или иное заболевание…

Необычной причиной для заикания может стать двуязычие или многоязычие в семье. Родители говорят с малышом на разных языках, чтобы он выучил их с рождения. Спору нет, маленькие дети схватывают новую информацию на лету. Только если ребенок с устойчивой психикой с успехом адаптируется в двуязычной среде, то для нервного и болезненного это может стать причиной невроза и – заикания.


Игра в молчанку

История знает немало примеров, когда люди смогли справиться с этим дефектом речи и стать успешными и знаменитыми: Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Уинстон Черчилль, король Георг VI… Это лишний раз доказывает, что заикание можно и нужно лечить. Самое главное – не оставлять без внимания первые запинки!
Как ни странно, до сих пор бытует мнение: если ребенок начал заикаться от страха, то его нужно снова напугать, и заикание пройдет. Дикий и варварский метод! Правильное решение – обратиться к специалистам: логопеду, неврологу.
Сегодня имеется эффективная методика по коррекции данного недуга. Она разработана известным российским логопедом Лилией Арутюнян и позволяет справиться с любым видом заикания.


Методика представляет собой несколько этапов, которые в самых общих чертах выглядят так:

1. Ограничение речевой активности до минимума.

Это как раз тот самый случай, когда молчание – золото. Заикающийся ребенок не должен ничего произносить. Малышу можно предложить представить себя пограничником, разведчиком, подводником и прочее. В режиме молчания запинки будут постепенно затухать и стираться из памяти.
«Молчанка» может продолжаться от двух недель до месяца в зависимости от времени возникновения первых запинок.

2. Разговор шепотом.

Даже при сильном заикании, если ребенок говорит шепотом, в его речи нет абсолютно никаких запинок. То же самое происходит, когда заикающийся читает стихи или поет песню. Эти формы имеют определенный ритм, они служат своеобразной палочкой-выручалочкой и помогают преодолеть нарушение темпа речи. Для коррекции заикания широко применяются вокальные упражнения, чтение стихов. С этого этапа начинается плавное вхождение в нормальную речь.

3. Речь по слогам.

Так говорить на данном этапе следует не только самому ребенку, но и всем взрослым в его окружении. В течение длительного времени заикающийся должен слышать только медленную речь. Быстрая на время этапа полностью исключается. Нет – телевизору, посещению детских учреждений, походам в гости и т. п.
Если ребенок совсем маленький и не осознает, что заикается, нужно придумать понятное ему объяснение, почему дома все вдруг «запели». Например, так велел доктор, чтобы у мамы не болела голова или так нужно, чтобы младшая сестренка быстрее научилась разговаривать. Если же ребенок уже осознает, что с его речью что-то не так, то можно сказать прямо: так нужно, чтобы победить злючки-колючки, которые мешают тебе говорить. Чтобы быстрее приучить ребенка к медленной речи, нужно использовать разные ритмы, помогающие говорить по слогам. Можно хлопать в ладоши или взмахивать рукой, как дирижер, постукивать по столу или по плечу в такт каждому слову.

4. Хоровое проговаривание сказок и стишков.

Плавно подключайте малыша к собственной речи. Задавайте ему вопросы и медленно отвечайте вместе с ребенком. Процесс исцеления речи – не быстрый и довольно сложный, но усилия того стоят. Однако помните: каждый случай индивидуален, и лучше, чтобы процесс избавления от «запинок» контролировал специалист. В арсенале логопедов сегодня есть немало приемов, помогающих справиться с заиканием. А если объединить терапию с поддержкой семьи и внимательным отношением окружающих, у недуга просто не останется шансов!


Елена Козыряцкая

Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Пока пусто. Оставьте свой комментарий.